День Рождения
Можно ли поздравлять друг друга с Днём Рождения? Является ли этот праздник православным, или это неграмотно, неправославно, это пережитки советского прошлого, это не настоящий праздник, а настоящий – Рождество Христово, или на худой конец праздник святого, в честь которого было дано имя при рождении, или День ангела.
Вчера пришло поздравление с Днём Рождения из Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря от насельника монастыря иеромонаха Романа (Кропотова), который является ответственным редактором монастырской газеты «Вестник».
День Рождения – это не какая-то случайность. Это не просто естественный физиологический процесс, который идёт сам собой, автоматически, и обязан всегда заканчиваться благополучно. Это такой сложный и опасный момент, который целиком находится в руках Божиих.
Это такой день, когда Господь подарил тебе жизнь, произвёл тебя на свет, явил тебя миру, подарил тебе Свой Образ Божий. Это такой день, когда Господь проявил Свою волю, Свой промысел, Свой логос (замысел) о тебе. Чтобы ты возрастал от образа Божия к подобию Божию.
Отрицая этот день своего рождения как праздник, ты проявляешь противление Богу, несогласие с Его волей, с Его промыслом о тебе, о мире и других людях.
Упаси тебя Господь считать сотворение души и тела грехом. Впадешь в величайшее заблуждение.
Грехом может быть процесс зачатия, если он совершается в блуде. Но само сотворение души и тела в этот момент, пусть даже в блуде, всё равно есть не автоматический и естественный природный процесс, а дело Божие и святой Промысел Божий.
Упаси тебя Господь считать мир грехом и своё рождение в нём - печальным событием, досадным недоразумением Бога, и мечтать скорее этот мир покинуть. Это всё есть бесовское уныние.
Блаженный Феофилакт, один из самых почитаемых толкователей Писания, пишет, что Писание называет миром не то, что между небом и землёй, и создано хорошо весьма, а зло и грех в мире.
Блж. Феофилакт Болгарский, Толкования на 1 Ин. 2:15 «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»:
«Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире разумеет то, что совершается по похоти плотской. Под похотью же разумеется всякое зло».
Также учит Прп. Максим Исповедник: «Миром называет Писание чувственные вещи, и те, которые занимают ими свой ум, суть лица мирские, к которым к большему их пристыжению оно говорить: не любите мира, ни яже в мире». Главы о любви.
Авва Исаия: «Брат спросил: «Что есть мир?» Старец ответил: «Мир — это тенета обстоятельств, мир — это действовать вопреки природе и удовлетворять свои плотские желания. Мир — это думать, что ты так и останешься в этом веке. Мир — это думать о теле, а не о душе, и похваляться тем, что от тебя осталось». Великий патерик.
Епископ Михаил Лузин (1830—1887), «Толковый Апостол»:
«Не любите мира, ни того, что в мире: любить мир, или вселенную, как превосходнейшее создание Божие на потребу и удовольствие человека, повелевает и слово Божие, и сама природа человеческая. Следовательно, любить мир как прекраснейшее творение Божие и можно, и должно, и Сам же Бог вложил в нашу природу способность и потребность и познавать, и любить истину и красоту и добро в мире, и пользоваться с любовию и благодарностию к Нему дарами благодати Его в мире. Но, вследствие греха человека, природа изменилась в своем отношении к человеку, и человек изменился в отношении к природе, и мир вместе с человеком стал во зле, во грехе, и в этом смысле говорится, что мир во зле лежит (ср. Ин. 5:19 и прим.). А как зло и грех человек не должен любить, то и мир, почему и говорит апостол не любите мира».
«Таким образом, если нет в человеке греховной привязанности к миру, то он может пользоваться и утешаться всеми дарами его; но, как скоро он прилепляется к нему и начинает любить его, он становится для него грешным, злым, его не нужно любить, как грех, как зло. То же самое относится и ко всему, что есть в мире, и ко всем предметам мира, и ко всем людям, и ко всем животным, и вообще ко всем тварям: кто любит что-либо или кого-либо более, чем Бога, тот недостоин Бога и любви Его (ср. Мф. 10:37 и прим.). Но для чистых — все чисто, и негреховно можно и должно пользоваться всем, как чистым, во славу Божию (Тит. 1:15)».
«Мера пользования миром, как добром, есть мера любви к Богу; если любишь Его, все свято и чисто, если не любишь, все грешно и порочно, или зло».
Архиепископ Евсевий О́рлинский (1806-1883). «Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»:
«Надобно при этом знать, какую любовь к миру и тому, что в мире, запрещает Апостол. Не надобно так понимать, будто Апостол запрещает всякую любовь к сотворенным вещам. Это было бы противно нашей природе и духу священного Писания или Божественного учения. Бог вложил в нашу природу способность познавать и любить – истину, красоту и нравственное добро. Но на все создания Божии мы должны взирать, как на дело рук Божиих, рассматривать их с благоговением к Творцу, с любовью и благодарностью к Нему должны пользоваться дарами Его, и не должны привязывать своего сердца к тварям, а должны, по заповеди Божией, всем сердцем любить одного Бога, нашего Творца, Хранителя и Спасителя. Чем совершеннее познаем мы дела Божии; чем более испытываем благодеяний Божиих; чем более утешают и радуют нас дары Божии: тем более должны мы любить и благодарить Господа Бога, Подателя всех даров. Но тот грешит, кто, наслаждаясь дарами Божиими, прилепляется к ним и забывает о Благодетеле; любит дары, а не Подателя даров; наслаждается дарами к оскорблению Бога, дающего нам вся обильно в наслаждение (1 Тим. 6:17). Так св. Иоанн запрещает ту любовь к тварям, которую запрещал и Господь Спаситель, говоря: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37)».
Что касается желания скорее убежать из мира, это есть малодушие и противление промыслу Божию о тебе, о Церкви, о людях и мире.
Спаситель не искал смерти, но наоборот несколько раз уклонялся от неё, чтобы успеть сделать больше на земле. Начиная с бегства Марии и Иосифа в Египет. Затем уходил из опасных городов в другие города, начиная с момента казни Иоанна Крестителя, затем несколько раз уклонялся от рук, хотевших взять его, проходил между гонителями, затем молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39)».
Апостола Петра ангел вывел из темницы, чтобы продлить ему жизнь.
Апостол Павел помешал иудеям вынести ему смертный приговор, потребовав Римского суда. Дело в том, что он родился в Тарсе, это был провинциальный город, но принадлежавший Римской империи. Поэтому апостол Павел имел римское гражданство по праву рождения на территории Римской Империи. А по закону Римского права, вынести смертный приговор гражданину Римской империи мот только Римский суд. И этим правом апостол Павел воспользовался не раз, чтобы избежать побоев и смерти, чтобы продлить свои дни на земле, и успеть сделать как можно больше.
По преп. Максиму Исповеднику мы должны преодолевать основные разделения между тварным и нетварным, между Небом и землею, между раем и остальным миром, между Богом и человеком. В этом состоит логос (замысел) Божий о человеке. Мы должны не бежать от мира к Богу, а нести Бога в мир, исправлять мир, служить промыслу Божию о мире. А не убегать от этой трудной святой обязанности.
И конечно, в первую очередь, работать над собой. Каждый новый день мы должны приближать себя к Богу, становиться сегодня лучше, чем вчера. Работать над очищением себя от греха.
Святые отцы пишут, что умереть ради Христа – это гораздо легче, чем ради Христа жить.
А мечтать сбежать с поля боя – это проще простого, это есть дезертирство, малодушие, трусость и предательство. Отказ от работы над собой и миром. Недееспособность. Противление воле Божией.
Но самое страшное и опасное для духовного состояния и всей жизни в этом и будущем мире – это НЕБЛАГОДАРНОСТЬ Богу и своим родителям.
Это нарушение Пятой Заповеди Божией «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»
От соблюдения этой Заповеди зависит вся твоя жизнь в этом и в будущем мире.
«…на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» - понятно, да? Не надо объяснять, что это за событие – День Рождения?
Но всё же объясним, т.к. слишком сильно распространены заблуждения среди православных по этому поводу, даже внутри Церкви.
Святые отцы учат, что БЛАГОДАРНОСТЬ является одним из самых главных качеств человека и его духовной жизни. БЛАГОДАРНОСТЬ есть противоположность, главный враг и целитель гордости. А гордость есть корень всех грехов. Благодарность Богу есть фундамент веры. Святые отцы учат, и это есть Consensus Patrum, это есть абсолютное и полное согласие святых отцов и учителей Церкви, что благодарить Бога надо за всё. Слова «Слава Богу за всё» - это не есть формальность, которую надо произносить как скороговорку по всякому случаю. Но это есть полноценная духовная жизнь каждого христианина. Также и благодарность своим родителям, близким и вообще всем людям.
Да, людей надо благодарить! Надо наступать пятой на свою гордость и благодарить людей. БЛАГОДАРНОСТЬ - это один из самых лучших путей для стяжания смирения и благодати Божией.
БЛАГОДАРНОСТЬ Богу есть путь совершенства веры. В Бога надо не только верить, Богу надо доверять, и Бога надо БЛАГОДАРИТЬ.
Поэтому следует отбросить все свои ложные и суеверные страхи: «Что обо мне подумают? Вдруг примут меня за неграмотного, за неправославного, за мирского?» и БЛАГОДАРИТЬ Бога и своих родителей за этот великий день и праздник – День Рождения.
Иначе грамотные православные люди так и подумают: «Какой неграмотный, неправославный, суеверный, боязливый, гордый и НЕБЛАГОДАРНЫЙ человек!"