Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
официальный сайт автора
Российский
Союз Писателей

Международный Союз Поэтов

Православный Свято-Тихоновский Университет
*********
Теология, Апологетика, Миссиология
Практическое Богословие, Гомилетика Аргументация, Логика, Риторика Психология, Нейролингвистика  Антропология, Социология, Педагогика
Диспуты, Проповеди, Примеры из жизни Философия, Поэзия, Проза
*******
/
3
/
3

Знание без дел по нему еще не твердо, хотя бы было и истинно.
Всему утверждением служит дело.
Преподобный Марк Подвижник.

Главная
/
Каталог
/
Церковь и общество
/
Новый Год
/
Евангельское и святоотеческое обоснование народных праздников

Новый Год

168

 

 

Евангельское и святоотеческое обоснование народных праздников

Как надо относиться к народным праздникам? Также как Иисус Христос с Пресвятой Богородицей и апостолами.

Вспомним, с чего началось общественное служение Христа? Каково было самое первое чудо?

Иисус Христос с Пресвятой Богородицей и учениками пришли на праздник, сели за стол, и освятили его. Это было началом. И самое первое чудо – претворение воды в вино в Кане Галилейской.

Евангелие сообщает, что к этому моменту вина уже недоставало. Следовательно, все уже выпили хорошо весьма. Но Спаситель не сторонился народного праздника, не опрокидывал столы, не брал кнут, как в Храме, и не осуждал никого. Спаситель не спрашивал: - Почему Вы сейчас не в Храме?

Но что Он сделал? Он сделал чудо. Чтобы праздник продолжался и стал ещё веселее.

Ин. 2:11 «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

Через Своё присутствие на празднике и чудо претворения воды в вино Спаситель обращает присутствующих в веру. Вот что самое главное. А противопоставление Церкви и народных праздников, наоборот, отвращает людей от Церкви.

Новый Год – это не просто новый год, а Новый Год от Рождества Христова! Сколько бы противники ни пытались уничтожить христианство, но с календарём они ничего не могут сделать. Даже в самые богоборческие времена календарь – это непобедимый свидетель. Вот что такое был Новый Год в советское время. Христос как был началом и начальником всех времён, так есть и будет.

 

Теперь святоотеческое обоснование.

Присутствие Христа на празднике – это милосердие, благодарность, пища для веры, осуществление Слова и веры через делание добрых дел, и вразумление людей. Так вода пустых желаний претворяется в вино божественной мудрости. Благословение праздника явилось причиной веры.

Сначала надо сказать о милосердии.

Святитель Иоанн Златоуст: «Совозлежавший с мытарями и грешниками тем более не мог отречься от соприсутствия с бывшими на браке».

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Божия Матерь милосердствует о пирующем обществе, у которого посреди пира недостало вина, и желает уничтожить этот недостаток божественною силою Сына своего».

Монах Евфимий Зигабен, византийский богослов и экзегет: «Она смело просила Его совершить чудо, когда не достало вина, желая и отблагодарить пригласивших, и себя прославить могуществом Сына».

Далее, свт. Кирилл Александрийский говорит уже глубже о причине, что присутствие Христа на празднике есть пища для веры: «Своим присутствием почтил брак Тот, Кто есть радость и веселье всех. А приходит Он на брак вместе со Своими учениками, ибо любителям созерцать чудеса подобало присутствовать при Чудотворце для того, чтобы из совершаемого чуда получить для своей веры как бы некую пищу. Когда же у пировавших оказался недостаток вина, то Мать стала призывать благого Господа к обычному Ему человеколюбию, говоря: «вина не имеют». Таким образом побуждает Его к чуду, так как в Его власти было творить все, что бы ни восхотел.»

И максимально глубоко о причине присутствия Христа на празднике говорит прп. Максим Исповедник в своём труде «Вопросы и затруднения». Он объясняет, что Богородица желает, чтобы Иисус осуществил Слово и веру через делание добрых дел: «Слово «Кана» переводится как «имение», а «Галилея» — «откровение». Водоносы, ибо их шесть, означают творческую способность делания добрых дел — ведь и Господь сотворил видимый мир за шесть дней. А просящая мать — это вера, или смирение, или основанная на познании мудрость. Так и вера — произошла от Слова, но и сама ведет Слово к осуществлению через осуществление добрых дел».

Далее преподобный Максим объясняет, что Спаситель удовлетворяет нужды празднующих не для того, чтобы они напились, а для того, чтобы наоборот осознали всю тщетность осуществил Слово и веру через делание добрых дел, и через это самое удовлетворение их нужд познали гораздо большее - божественную силу Спасителя. Так вода пустых желаний претворяется в вино божественной мудрости: «Пьющие это слово удаляются от естества всех сущих и возносятся к сокрытому месту Божественной Глубины, в котором вкушают радость и восторг, превышающие всякие знания, - доброе вино, творящее обожение. Вкушают они такое неизреченное слово ведения уже после всех Домостроительств по Промыслу Божиему относительно всего человеческого.

То же самое говорит и преп. Макарий Великий, что это благословение праздника явилось причиной веры и изменения духа празднующих: «Вода, которую Господь (на браке в Кане Галилейской) претворил в вино, думается мне, обозначает некую тайну, означающую, что души, искренно верующие и родившиеся от Духа, пресуществляются в дух, как сказано Господом: «Рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6). Ибо если тогда Господь претворил воду в вино, то насколько больше — души верующих и истинно ожидающих Господа Дух совершит и претворит в дух». Собрание рукописей. Слово 63.

 

С Новым 2024 Годом от Рождества Христова, дорогие братья и сестры! Благодати и помощи Божией, любви, веры, единства, здоровья и счастья! И подарков от святого Деда Мороза – Николая Чудотворца!

 

2 января 2024 г.

Теолог и миссионер Александр Катков