Что такое молитва о других?
Как молиться о других? И что это вообще такое - молитва о других?
На вопрос отвечают святой Трифон Апамейский и святой Георгий Каппадокийский. Их иконы расположены вместе в левом приделе Троицкого Собора, где проходит таинство покаяния.
Если кратко, то молитва за других должна быть словом и делом. Причем слово – это не только молитва, но ещё и диалог с человеком. А дело – это реальная помощь, личный пример, и желательно с видимой помощью Божией, для свидетельства об Истине.
Происходило это вразумление за два воскресения: сначала промыслом и чудом Божиим, а затем явлением Святых Трифона и Георгия, которые показали на деле, что это вообще такое - молитва за других, и какая она должна быть.
Часть Первая. Промысел Божий.
Когда я учился в ПСТГУ, на лекции по Агиологии возник важный вопрос: Как молиться за других? Как с ними говорить, что для них делать? И надо ли?
Мнения разделились. Преподаватель Елена Николаевна Никулина утверждала, что молиться надо не о вразумлении человека, а просто о спасении.
Чтобы не вступать в разгоревшуюся дискуссию, я написал ей в контрольной работе, что если мы молимся только о спасении, а не о вразумлении человека, и вообще ничего для него не делаем, то:
1. По-отечески, с высоты своего опыта, объясняем Богу, что Ему надлежит делать. А то Он без нас не знает.
2. Просим Бога проявить насилие. Сам человек толком не хочет, синергии с Богом у него нет, волю не изъявляет, действие не производит, а мы просим, чтобы Бог его спас, насильно.
3. Это мы – члены Церкви, члены Тела Христова, Его руки и ноги, Его уста, должны прийти к людям, как Христос приходил. А если мы просим Христа, чтобы Он пришёл к человеку и привёл его к Себе, а сами к человеку не идём, то Христос не в нас, и мы не в Нём. Члены Его Тела - не мы, Его уста - неМы.
4. А потом обвиняем Самого Бога, что это Он не привёл к Себе человека. Жнёт, где не сеял. Закопали свои таланты в землю, и извергаемся "во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов".
Но всё же Елена Николаевна зародила во мне сомнения, которых раньше не было. Преподаватель ПСТГУ всё-таки. Не просто же так она это утверждает?
И вот, на воскресном причастии в Раменском Троицком Соборе я особо помолился Господу, чтобы Он вразумил, укрепил меня в вере, и открыл мне ответ на этот вопрос. И Он открыл. А ещё перед исповедью я горячо помолился святым Трифону и Георгию, их иконы были у меня за спиной. Они там оба изображены на конях.
Тем же вечером, по дороге в Москву, заезжаю на газовую заправку. А там Газель не может завестись. Водитель так ожесточенно крутит стартер, что сейчас или посадит аккумулятор в ноль, или спалит стартер. А у него на переднем сидении ребёнок лет четырех плачет навзрыд. Холодно уже, октябрь. Машину не бросишь – заправку перегородила. Ребёнок замерзает, не понимает, боится. Водитель отчаянно матерится, звонит кому-то, консультируется, бегает туда-сюда, дверь нараспашку, бензонасосом подкачивает. Но когда в цилиндрах газ смешивается с бензином, машина не то что не заведётся никогда, а прямо на ходу заглохнет. Короче говоря, ситуация плохая и совершенно безнадёжная.
И решил я за него помолиться. Как Никулина учила – чтобы Бог его спас! Заводить машину молитвой, также починить стиральную машинку, чайник, станки на работе, 3D принтеры – уже вошло в доброе правило.
Посмотрел ему прямо в глаза. Он сидел за рулём и снова мучил стартер. Наши глаза встретились.
Но не успел я начать молитву, хотел было перекрестить капот, как мгновением раньше Газель завелась, как ни в чём не бывало!
Интересный поворот... Что бы это значило? Бог сердится? Не хочет такую молитву? Решил меня проучить?
А я думаю – сказать водителю или не сказать? Затаить чудо Божие или открыться?
Пытаюсь осознать волю Божию: если бы Бог просто хотел ему помочь, то завёл бы его без меня и всё. Моя бы помощь не понадобилась. А раз Он свёл нас вместе, значит, у Него есть идея получше!
Почему я не успел помолиться? Газель завелась на мгновение раньше. Значит, молитва за других без их собственной воли, без синергии, не особо угодна Богу. Что же тогда самое главное? Как в Евангелии пред исцелением слепых Господь не просто исцеляет, а пробуждает свидетельство о вере: "Веруете ли?", "Чего ты хочешь от Меня?"
Была вера, уверенность, что Бог поможет. И был взаимный взгляд глаза в глаза - для контакта, для свидетельства о чуде. Только это я и успел сделать.
Понял! Вот теперь я помолюсь так: Слава Тебе, Боже! Вразуми этого человека! Помоги ему и его ребёнку в Церковь прийти!
О людях надо не только молиться, с людьми надо говорить, по-миссионерски. Подхожу к кабине и говорю:
- Заработала машина?
- Заработала-а-а! – радостно запел водитель.
- Помолился я за тебя. В Церковь иди!
Водитель от изумления потерял дар речи. Но факт! Долго стоял, крутил, чинил, звонил - всё бесполезно. При мне только минут 10, а сколько до меня? А тут один только взгляд, глаза в глаза - и с полтычка завелась!
Вываливается из кабины с квадратными глазами:
- Спасибо, командир, спасибо! Обязательно пойду, спасибо!
- Не мне спасибо, а Богу! Исповедоваться и причаститься надо, и ребёночка причастить. Зря, он, что ли, замёрз тут и страху натерпелся?
- Спасибо, спасибо, слава Богу! Всё сделаем!
Кто-то должен был сказать ему о чуде Божием, о силе Веры и молитвы, и отправить его в Церковь. И ребёнок тут оказался, чтобы усугубить ситуацию, усилить ответственность и веру отца, его благодарность Богу за помощь в тяжёлой безнадёжной ситуации. Стать участником и свидетелем чуда.
Чудо произошло не просто для того, чтобы помочь, но для того, чтобы отец поверил мне и пошёл в храм Божий. За это, Бог даст, ребёнка будут водить в храм на причастие. И я от такого чуда сам тоже вразумился и укрепился в вере, как и просил Бога утром. Получил ответ на свой вопрос – из самого промысла Божия о людях, из самой жизни, из личного опыта.
Если мы исследуем и опираемся на причинно-следственные связи Промысла Божия из самой жизни, а не на свои личные человечьи предположения и умозаключения, то мы говорим не от себя, и потому непобедимы, ибо нас нет. Побеждать некого. А Бог непобедим.
Значит, собрал Господь нас всех в одном месте, и дал каждому по мере его.
Всё что Господь делает – он делает для нашего вразумления и спасения. Не просто так помогает, но чтобы помощь Его привела человека к вере, к храму, к вразумлению, к покаянию, к духовному совершенствованию, к Нему.
Поэтому не удивляйтесь, если просите Бога, а Он не помогает. Подумайте, о чём Вы просите. Будет ли это полезно для Вашего спасения? Соответствует ли Ваше желание Его Воле и Промыслу? Поэтому, чтобы быть услышанными и успешными, стремитесь к тому, чтобы иметь только такие желания, которые соответствуют Воле и Промыслу Божию. И тогда увидите помощь Божию во всей полноте и силе.
Зачем я пишу об этом? Может, лучше было утаить Божье чудо от всех? Какова воля Божия?
***
Часть Вторая. Явление Святых Трифона и Георгия Победоносца на конях. По молитве в Троицком Соборе.
На следующем уроке по Агиологии возник тот же самый вопрос: Как молиться за других? О вразумлении или чтобы Бог просто простил человека и его спас?
Преподаватель Е.Н. Никулина снова утверждала второе. Неужели я неправильно понял промысел Божий?
И вот снова в воскресение иду на причастие. И снова прошу Бога разрешить мои сомнения и ответить мне, бестолковому и маловерному, на тот же самый вопрос: Как надлежит молиться за других? Снова перед исповедью молюсь о том же святым Трифону и Георгию Победоносцу. Снова личный опыт теолога должен стать научным методом.
В ночь с воскресения на понедельник, в Москве, мне приснился удивительный сон. Еду по Новой Рязанке из Москвы, вижу машины, пробки... Но еду не по широкому шоссе вместе со всеми, а по узкой едва заметной тропинке, вдоль, затем полем, и в другую сторону. Еду верхом, со всадником, крепко обняв его сзади, вдвоём на его коне.
Приезжаем на опушку, где несколько других всадников по очереди возносятся на небо, живыми, вместе с конями. И мы встаём на то же место, и хотим, чтобы мы вдвоём тоже вознеслись, вместе.
Но этого не происходит.
И вот мне глас: - Сойди с коня!
Я сошёл, и мой всадник начал возноситься без меня.
Обидно... Опять Бог желает меня проучить. За бестолковость мою и маловерие.
Тогда я воздел руки к небу, с горячей молитвой... и тоже стал подниматься на воздух, сам.
И тут я очнулся.
Кто были эти всадники? Это были святой Трифон и святой Георгий Победоносец, которым я молился о вразумлении. Их иконы расположены рядом друг с другом в Троицком Соборе в Раменском, где мы причащаемся каждое воскресение всей семьёй. Вот на этих иконах они оба и на конях. Ещё, похоже, св. Димитрий Солунский. Его тоже изображают на коне. И ещё другие, от удивления я толком не разглядел.
А что мне не позволили – так это потому, что без проявления собственной свободной воли, на чужом коне, за чужой спиной, чужими молитвами, спастись не особо получится.
Вот воздел собственные руки к небу, стал молиться сам – и тогда вознёсся. А для этого меня прежде посадили на коня, показали, как широким шоссе люди едут в ад, аж с великими пробками, затем показали узкую полевую тропинку, привезли на святое место, показали чудо вознесения, поставили на собственные ноги, и стали ждать проявления моей собственной воли.
А если молиться, чтобы Бог человека простил и спас просто так, в его обычном греховном состоянии и устремлении, без его воли, насильно, то получается нехорошо. Как будто без нас Бог не знает, что Ему делать. Как будто до этого Бог не хотел человеку спастись, а мы Ему с высоты нашего опыта, по-отечески, всё объяснили, как надо. Как будто просить надо Бога, чтобы Он проявил насилие над человеком. Человек сам не хочет, ни волю свою не проявляет, ни желание, ни действие (и не может, поскольку недопонимает), а Бог чтобы спас человека насильно, против его воли. Безо всякой синергии. Чисто по нашей просьбе.
Не много ли мы на себя берём? Не много ли о себе думаем?
Также не стоит думать, что молитвы других, даже очень святых людей, за нас (если это получается вместо нас), смогут заменить наш собственный труд ко спасению. Никто не сможет молиться вместо нас. Цель этих молитв – лишь помочь нам, очистить разум, вразумить, призвать, направить и подтолкнуть. А дальше – дело за нами.
И мы должны для других действовать также – объяснить, показать, посадить на коня (машину, электричку), отвезти в святое место (в церковь, или по святым местам), показать пример падения в ад и пример спасения, и объяснить им необходимость их собственного личного труда ко спасению. Тогда будет плод. И таланты.
Вот что такое молитва за других.
Больше сомнений у меня не осталось, никаких.
Слава Богу за Всё!
Святые Георгий и Трифон, и Димитрий, молите Бога о нас!