Фото с исламского сайта «Вестник Кавказа». Слева от меня - Реза Малеки, глава Департамента культуры при Посольстве Исламской Республики Иран, советник по культуре Ирана, доктор философии. Справа - Фарзане Шафеи, кандидат педагогических наук, переводчик с фарси, филолог, журналист. Далее - Низар Буш, сирийский политический эксперт, с дочерью. Крайний справа, с портфелем – профессор из Багдадского Университета (имя не указано в программе, т.к. прибыл по собственной инициативе), с переводчиком.
Принципы построения миссионерской проповеди среди мусульман
На конкретном практическом примере.
Оглавление
2. Принцип построения проповеди
4.1. Учителя суфизма. Параллели с христианством
2 часть. Истоки. Духовная роль древней Сирии и современной России
3 часть. Стих в духе Суфийской поэзии
Проповедь перед высокопоставленными мусульманами, руководителями посольств и землячеств Сирии, Ирана, Ирака, Ливана, Палестины, Азербайджана, Таджикистана и Кавказских республик на Празднике Суфийской Поэзии 16.09.2017 г., Москва, ул. Тверская, д. 14, в 12.00.
Фото с исламского сайта «Вестник Кавказа». Слева от меня - Реза Малеки, глава Департамента культуры при Посольстве Исламской Республики Иран, советник по культуре Ирана, доктор философии. Справа - Фарзане Шафеи, кандидат педагогических наук, переводчик с фарси, филолог, журналист. Далее - Низар Буш, сирийский политический эксперт, с дочерью. Крайний справа, с портфелем – профессор из Университета Багдада (имя не указано в программе, т.к. прибыл самостоятельно), с переводчиком.
Для этого Международным Союзом Поэтов был специально организован Праздник Суфийской Поэзии, посвященный всемирно почитаемому мученику Ислама, мыслителю и поэту Имадеддину Насими (14 век).
По благословению протоиерея Геннадия (Айвазяна).
Приглашены послы Сирии и Ирана, представители МИД России, российские и иностранные дипломаты ведущих исламских государств:
Реза Малеки, глава Департамента культуры Посольства Исламской Республики Иран в РФ, советник Ирана по культуре, доктор философии.
Хасан Насралла, глава ливанского землячества в Москве.
Александр Дзасохов, дипломат, политолог, бывший президент Северной Осетии, руководитель Общества друзей Сирии при МИД.
Абдель Насер Аль-Хамед, известный сирийский журналист, автор научно-просветительских передач по истории древней Сирии, руководитель "Литературного клуба" на Образовательном телеканале Сирийского телевидения, поэт и общественный деятель.
Олег Бавыкин, Председатель Иностранной комиссии Союза писателей РФ.
Нигяр Ахундова, представитель Министерства культуры и туризма Азербайджана.
Олег Фомин, историк, востоковед, член Совета ИППО, глава Фонда РУССАР.
Хуршеда Хамракулова, филолог, руководитель РОО «Таджикский культурный центр».
Алиш Авез оглы, вице-президент литературного общества «Шахрияр»
Фарзане Шафеи, переводчик с фарси, филолог, журналист.
Афаг Шихлы, переводчик.
Низар Буш, сирийский поэт, живущий в Москве.
Шамсуддин Муким, таджикский поэт.
И другие.
Самостоятельно прибыли на Праздник научные, политические и общественные деятели разных стран, и несколько исламских телеканалов.
Проповедь построена по принципу свт. Исаака Сирина и Игнатия Брянчанинова «Совет свой» - то есть не из себя, и не из книги, а из достояния слушающих. Говорил с ними не как с врагами и глупцами, а как с ищущими Истину.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные письма. Письмо 193:
«Советник благочестивый, но неопытный, скорее может смутить, нежели принести пользу. Не только из среды мирян, – из среды монашествующих крайне трудно найти советника, который бы, так сказать, измерил и взвесил душу, с ним советующуюся, из нея, из ея достояния, преподал бы ей совет. Ныне советники и руководители больше преподают совет из себя и из книги. А перваго совет, тот-то особенно полезен и действителен; он близок к душе ищущей приютиться под сению совета, – своего ей; это она чувствует. Св. Исаак сказал: «ничего нет каждому полезнее, как совет свой». И совет чуждый, хотя по видимому состоящий из благих и разумных слов, приносит душе лишь мучение, разстройство. Она чувствует его несообразность, чувствует, что он чужд ей. «Суть, – говорит Писание, – иже глаголюще уязвляют, аки мечи: языцы же премудрых исцеляют» (Притч. 12, 18)».
Это диалог с собеседником на его языке, на территории его привычных знаний и взглядов, близкий его душе, разуму и сердцу, с учетом его проблем и потребностей. Не просто обличение и констатация проблем, а поиск путей решения. Не сверху вниз, а на равных. Не с «внешним» или неразумным, а с собеседником. Не нотация, а совет. Совет дружеский, близкий ему, совет свой.
1. На языке собеседников - устами исламских мучеников, мыслителей и поэтов, древними исламскими молитвами - говорить им православные истины.
2. Напомнить их доарабскую историю и их православные истоки. Про Ефрема и Исаака Сириных, Иоанна Дамаскина, Косьму Маюмского, Антиохийскую богословскую школу, святителя Иоанна Златоуста и апостола Луку, которые родились в Антиохии недалеко от Дамаска.
3. Особый мазхаб, что именно в Дамаске апостол Павел был исцелен от слепоты и крещен священномучеником Ананией.
4. Самая актуальная тема про роль России в защите Сирии от международного экстремизма.
5. Рассказать про отношение Суфизма к женщине. Это позволило сразу завоевать женскую половину зала. А это - жёны послов, ученых, политиков и журналистов.
6. Стих в духе суфийской поэзии о любви и верности.
4. ТЕКСТ ПРОПОВЕДИ (с комментариями в скобках).
1 часть: Учителя суфизма и их источники. Параллели с христианством.
2 часть: Истоки. Духовная роль древней Сирии и современной России.
3 часть. Стих в духе суфийской поэзии о борьбе со страстями и о высшей Любви.
(Сначала показываю преимущества православия - устами исламских мыслителей)
Великие учителя суфизма были гораздо ближе к истине и понимали её глубже, чем их традиционное окружение.
(Понятие о божественной любви несвойственно традиционному Исламу. Там Аллах слишком высоко над миром и почти недосягаем).
Одним из первых заговорил о божественной любви Ма‘руфа ал-Кархи (ум. 815).
(Значительная часть традиционного Ислама исповедует предопределение греха вместо борьбы с ним. Всё - по воле Аллаха. Снимает с человека необходимость борьбы с грехом.)
Ал-Харис ал-Мухасиби (ум. 857) из Басры учил безжалостной борьбе против низменной природы человека. Мухасиби - это прозвище образовано от слова мухасаба — постоянный анализ сокровеннейших движений души и сердца.
Ал-Хири (ум. 910) считается одним из великих духовных учителей своего времени, основателем суфизма в Нишапуре. Однако некоторые современники критиковали его за то, что он слишком много думал об очищении души, а не обращал свои взоры исключительно к Богу.
(В отличие от Православия, Ислам ставит целью наслаждения этого и будущего мира. Надо это исправить и рассказать, что такое путь к Подобию Божию, Обожение человека).
Джунайд (ум. около 909) видит в суфизме путь постоянного духовного очищения и душевной борьбы: «отречения от мира и отсечения тех вещей, к которым мы привыкли и которые нам казались приятными» (Рисала,19). Джунайд и его последователи считали более высоким и предпочтительным состоянием не уничтожение нашей личности в Боге, а когда человек вновь осознает себя «пребывающим в Боге»; когда все его свойства, преображенные и одухотворенные, восстанавливаются в нем. Конечная цель — не фана, «уничтожение», но бака, «пребывание», т. е. новая жизнь в Боге.
(Снова говорю о любви к Богу – основа Православия).
Следует упомянуть еще двух багдадских мистиков, прославившихся своей любовью к Богу: Абу-л-Хусайн ан-Нури (ум. 907). Традиционалисты считали Нури еретиком (зиндиком), потому что он называл себя влюбленным (‘ашик) в Бога.
Среди друзей, судимых и отправленных в тюрьму вместе с Нури, был Сумнун Влюбленный. Он «придерживался особого мазхаба любви и считал любовь корнем и основой пути к Богу» (Кашф, 398). Аттар в прекрасной ритмизованной прозе (Тазкират, 2:82) рассказывает о Влюбленном: светильники в мечети разбивались вдребезги, когда Сумнун начинал проповедовать о бескорыстной и самоотверженной любви. Сумнун считал, что любовь выше гнозиса.
Я отделил мое сердце от этого мира —
Мое сердце и Ты нераздельны.
И когда сон смежает мои ресницы,
Я нахожу Тебя между глазом и веком (Хилйат, 10:310).
(Ввожу конфликт между православными ценностями (любовь к Богу и ближним, смирение, православная догматика) и радикальным Исламом. Делаю это через всемирно почитаемых в Исламе мучеников).
Хусайн ибн Мансур ал-Халладж родился в провинции Фарс на юге Ирана в 858 г. Халладж был мучеником ислама. Величайший еретик, по мнению традиционалистов. Он показал, к чему ведет совершенная любовь и сколь велико значение смирения перед единством божественного Возлюбленного — и сделал это не для того, чтобы самому достичь той или иной ступени личной святости, но чтобы проповедовать эту тайну, жить в ней и умереть за нее. Халладж учил, что ‘ишк, «любовь», составляет сущность сущности Бога и тайну творения. Попытки Халладжа обратить сердца всех мусульман к Богу и открыть перед ними путь к достижению личной святости, а не слепого принятия закона, действительно представляли опасность для общества, религиозные и политические вожди которого пребывали в состоянии стагнации и не имели ни сил, ни желания оживить дух мусульманской общины. Халладж даже пришел к доктрине искат ал-фара’ид, т. е. к представлению о том, что некоторые религиозные обязанности могут быть заменены другими, более полезными в данный момент действиями. Он советовал людям приглашать сирот в свои дома, чтобы по случаю великого праздника накормить их, одеть и сделать хоть на день счастливыми. Подобные идеи были, конечно, неприемлемы для законников. В конце 912 г., во время странствий около города Сус, Халладж был арестован. Однако прошли годы, прежде чем вазиру удалось заставить кади (верховного судью Ирака) подписать Халладжу смертный приговор. 26 марта 922 г. приговор был приведен в исполнение. Когда люди начали швырять в него камни, он сказал: «Они не ведают, что творят». Халладжу отрубили кисти рук и ступни, его распяли на кресте, потом обезглавили; тело его было сожжено, а прах выброшен в Тигр.
(Далее говорю о Божественной природе Христа – также устами исламских мучеников).
Следует помнить, что в представлении Халладжа природа Бога включает в себя и человеческую природу, отразившуюся в акте сотворения Адама, ставшего хува хува, «Его точным подобием». Эта теория заставила многих исследователей считать, что на Халладжа оказал влияние христианский догмат воплощения. В подтверждение своей точки зрения они ссылались на тот факт, что он использовал термины христианского происхождения — лахут, Божественная природа, и насут, человеческая природа. Но Халладж был истинным мусульманином. Он желал принять страдание за себя и за других. Тайну его смерти можно выразить словами Эмиля Дерменгема об истинном мусульманском святом:
«Святой — это тот, кто берет на себя грехи и боль мира; мученическая смерть для него — подвиг веры. Он — «великая помощь» и утешение для людей. Он являет собой живой укор миру: его существование оскорбляет тиранов, его смерть приводит в содрогание палачей, его канонизация — победа веры, любви и надежды».
(Теперь говорю о целях жизни. О главном преимуществе Православия перед Исламом. Очень опасная часть проповеди о мусульманском рае. Но говорю и это языком Ислама).
Суфизм – это, пожалуй, единственное направление в Исламе, которое вообще борется с пороками всерьёз. Большинство понимают пороки, как естественное положение вещей, как судьбу, как данность от Аллаха. И понимают рай не как рай духовного совершенства, а как рай чувственных наслаждений. В хадисах говорится, что каждый человек в раю получает в день 3 млн. блюд и 124 тысячи гурий (гурия – это "черноокая, жемчужная, ангел для наслаждений", и только для этого). И силы, чтобы совершить всё это перед лицом Всевышнего.
(Цитирую Коран наизусть – мусульмане это очень уважают. Но на самом деле вызываю возмущение у аудитории тем, что в нём написано. Мною возмущаться нельзя – ведь я цитирую Коран. И Кораном возмущаться нельзя. У аудитории возникает ощущение духовного тупика).
Священный Коран: "Для богобоязненных есть место спасения - сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения в грехах... В садах благодати, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника - от него не страдают головной болью и ослаблением... Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми..." (Коран 78.31-35; 56.12-19; 28-37)»
Но учителя суфизма думали не так. В качестве примера можно привести одну исламскую молитву IX в.: «О Аллах, если я служу Тебе из стремления попасть в Рай, лиши меня этой возможности, но если я служу Тебе из чистой любви, тогда делай мне, что Тебе угодно».
Этот мотив встречался у многих суфиев. «Когда он наполняет твои мысли Раем и гуриями, знай наверняка, что Он держит тебя в отдалении от Себя». (Мантик, 204).
Великие суфии оказались гораздо ближе к истине и понимали её глубже. Они не были удовлетворены одной только буквой писания. Они искали истину. За это и пострадали.
(Перехожу к истории, к истокам. Все сразу узнают апостола Павла. Люди-то образованные собрались).
А всё было сказано ещё тысячелетием раньше, но поняли это очень немногие:
«1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
58 или 59 год от Pождества Христова. Первое послание ап. Павла к Коринфянам. Глава 13.
(Сначала говорю не о роли России для Сирии, а о роли Сирии для России и всего мира, для Православия).
Как повествует книга Деяний апостолов, именно по дороге в Дамаск – столицу Сирии – величайший из апостолов Павел перестал быть гонителем христиан ветхозаветным иудеем Савлом и принял веру от самого Христа, который обратился к нему грозным голосом и ослепил его. А позднее Павел поселился в сирийском городе Антиохия, который был в то время четвертым по величине городом Римской империи после Рима, Эфеса и Александрии. И, как сообщается в тех же Деяниях апостолов, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян. 11, 26).
Позже этот город стал настоящей колыбелью богословия: здесь была создана и успешно развивалась Антиохийская богословская школа. Одним из ее основателей явился величайший учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и совершал здесь свое пресвитерское служение до призвания на Константинопольскую кафедру. Именно в родной Антиохии он написал свои лучшие и главные богословские произведения.
Кроме того, по некоторым указаниям, сохранившихся в трудах древних церковных писателей, в Антиохии родился и святой апостол Лука. Поэтому именно здесь находился центр одной из четырех древнейших автокефальных Церквей – Антиохийской, которая после упадка города была перенесена в Дамаск.
Так что для каждого христианина сирийские города, и прежде всего самый сохранившийся и развитый из них Дамаск, – это места средоточия христианской истории, церковного духа. По мнению некоторых ученых-историков, Дамаск является еще и древнейшей из существующих ныне столиц мира. Этот город был известен уже с XVI века до Рождества Христова, когда находился под властью египетских фараонов. В 940 году до Рождества Христова он являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами, в состав которого входила Палестина (4 Цар. 8, 7–15).
В Дамаске до сих пор сохранились памятные места христианской Церкви. Например, на месте, где стоял дом, в котором апостол Павел был исцелен от слепоты и крещен священномучеником Ананией, позднее был построен храм в честь святого апостола Анании. В настоящее время он расположен под землей, в старой части Дамаска.
(Далее рассказываю, что Ислам пришёл в Сирию из-за завоевания арабами. То есть Ислам не является родным и исконным, но является насилием над народом).
В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого в городе был построен величественный кафедральный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя. По преданию, под алтарем храма была захоронена честная глава пророка. После завоевания Дамаска арабами храм поначалу использовался совместно и мусульманами, и христианами, которые молились в одном помещении: мусульмане – в западном крыле, а христиане – в восточном. Но через 70 лет храм был перестроен в Великую мечеть.
(Далее показываю, какое уважение и почитание Христианства было у древних мусульман. Дата праздника Иоанна Предтечи удачно оказалась рядом с датой моей проповеди, и я не преминул об этом напомнить. Здесь мусульмане уважительно закивали).
Согласно преданию, обнаружив святую главу Иоанна Крестителя в одном из подземных склепов храма, арабские строители возвели для нее гробницу у восточной стены мечети, которая стала святыней для всех мусульман. Ведь для них Христов Предтеча – один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. В этот понедельник был его праздник. 11 сентября – День усекновения главы Иоанна Предтечи.
Невозможно сегодня представить жизнь Православной Церкви без покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Один из великих учителей Церкви IV века, христианский богослов и поэт, как повествует его сирийское жизнеописание, родился в городе Низибии от родителей благочестивых. Сам он называл себя человеком «неученым и малосмысленным», но это сказано было лишь по глубокому смирению, ведь его учености «удивлялся», по выражению преподобного Феодорита, даже Василий Великий. Сочинения Ефрема Сирина, еще при его жизни переведенные на греческий язык, читались в церквях после Священного Писания. А само их число достигало тысячи, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших церковное учение и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ересей. Современники уважительно прозвали его «Сирийским пророком», и до сих пор, спустя 16 столетий, он говорит нам о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями, изображает смерть, Страшный Суд, загробную судьбу грешников и праведников. Он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на общественную и государственную службу. Его проповедь покаяния обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией, выставляя уныние как тяжкий грех. Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. читается на богослужениях Великого поста:
(Тут я уже читаю нашу православную молитву, чтобы показать, насколько Православие выше, и что Суфизм является лишь подобием Православия):
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
(Далее показываю, что Сирия на самом деле – это колыбель Православия, а не Ислама).
Другой христианский писатель-аскет - Исаак Сирин – созерцатель Божьих тайн, жил в Сирии в VII веке. Он писал, что Бог никогда не перестает любить людей, «однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, добровольно сам себя лишает Божьего милосердия». Прозрения и откровения преподобного Исаака Сирина помогают спасающемуся удержаться от соблазнов и опасностей, возникающих на этом пути, и особенно – пропасти гордыни. «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению» – эта глубочайшая мысль подвижника является одной из самых цитируемых на протяжении столетий.
Еще один известный на весь мир сирийский подвижник – преподобный Иоанн Дамаскин – учитель веры - происходил из высшего сословия, обучался точным наукам и музыке, но сердце его с малолетства принадлежало Христу. Как писатель он также прославился своей книгой «Точное изложение православной веры», которая стала чуть ли не первым катехизисом, вобравшим в себя основные вероучительные понятия. В жизни преподобного Иоанна был официально зафиксирован уникальный чудесный случай, который нашел воплощение в сюжете иконы Божией Матери «Троеручица». Когда ему отсекли руку, чтобы он не писал иконы, сама Богородица вернула ему руку невредимой.
Его брат Косьма, также посвятивший себя служению Христу, впоследствии стал епископом Маюмским, автором большинства канонов.
(Затем обличаю исламистов-захватчиков. Но таковы исторические факты. Провожу параллель между древними и современными исламистами. Такой подход не может не вызвать возмущения исламистами, а вместе с ними и древними арабами, которые насадили Ислам в православной стране. После говорю о роли России для Сирии).
Страшные события, которые происходят в Сирии последние три года, обнажают как звериную сущность захватчиков, так и уникальность этой небольшой страны, где на протяжении столетий хранятся многие христианские святыни. Год назад, после захвата боевиками небольшого, населенного преимущественно христианами городка Маалюля, расположенного в 60 километрах к северо-востоку от Дамаска, весь мир узнал, что местные жители говорят на одном из древнейших, почти исчезнувшем языке мира – арамейском, на котором в период своей земной жизни говорил сам Христос. Несмотря на жестокие войны, этнические и религиозные столкновения, здесь на протяжении двух тысяч лет сохранилась удивительная связь с древней историей. В этом многообразии – языковом, этническом, религиозном – проявилось одно из духовных богатств Сирии, которое пытаются уничтожить те, кто ведет войну с ее народом.
Россия оказывает действенную помощь Сирии в защите от международного экстремизма.
(Теперь перехожу к дамам. Как Суфизм, в отличие от традиционного Ислама высоко ценит женщину. И сразу завоёвываю женскую половину зала).
В отличие от традиционного Ислама, Суфизм пропагандирует не только любовь к Богу, не только борьбу с пороками, но и высоко ценит женщину, её роль в духовном развитии человечества. Известны великие подвижницы-суфии, которые опередили своё время на много веков.
Поскольку мы говорим об истоках, то здесь я расскажу о великой египетской подвижнице 6 века.
(Поскольку этот праздник посвящен Суфийской поэзии и мученикам Ислама, которые были поэтами, то далее я читаю свой стих в духе Суфийской поэзии о борьбе со страстями и истинной духовной любви, чтобы показать, что и сегодня Любовь и Верность сохраняются в Православии как святыни. А с пороками ведётся тяжёлая и победоносная борьба. Не преминул укорить и гаремы Аллаха – к радостному одобрению исламских женщин).
Победителем Первого Открытого Всероссийского Конкурса-Фестиваля "Серебряная осень" Академии Российской Культуры и Российского Творческого Союза Работников Культуры признан стих "Верность".
Преподобная Мария Египетская жила греховной жизнью 17 лет, а затем 17 лет в пустыне побеждала греховные страсти. И достигла величайшей святости и любви к Богу. Ходила по воде. По слову святого Зосимы могилу в пустыне ей выкопали львы.
Верность
Семнадцать лет лишь ты одна.
Я исчерпал тебя до дна.
Я всю испил тебя до слёз.
Я всю избил тебя до грёз.
И исходил пустыней снов.
О, мой мираж! Пусть ты не нов:
Как жажда рифмы о «крови» -
Я жаждал страсти от любви.
Гарема мне не дал Аллах,
И в православных кандалах
Бегу, как в берегах река,
Путём свободы от греха.
Вольюсь в глазниц твоих долины,
Чтоб встретить образ Магдалины.
Не заблудить, не заблудиться,
Там дух Египетской Блудницы
С бесстрастным выжженным лицом.
Не в силах сдаться подлецом
В геенны огненную пасть,
Мне остаётся лишь упасть,
Упасть в песок твоих волос,
Смиренен, гол и безголос,
И ждать, когда примчатся львы
Дворец воздвигнуть для любви.
Прощай, страстей агония!
Гори, Любви огонь, и я!
Ле Мур
Любовь оказывается полем борьбы между светом и тьмой, чистотой и пороком, самопожертвованием и ненасытным желанием подчинять и обладать.
Это выбор, который мы должны сделать. Либо могила страстей, либо дворец истинной Любви.
(Далее на примере выбора между верностью и страстями веду аудиторию к выбору между Православием и Исламом. Не применяя при этом злобных прямолинейных и неразумных обличений, но делая это тонко, с помощью очевидных ценностей Любви и Верности).
Любовь оказывается полем борьбы между светом и тьмой, чистотой и пороком, самопожертвованием и ненасытным желанием подчинять и обладать.
Это выбор, который мы должны сделать. Либо могила для греховной страстной любви, либо дворец для огня истинной любви духовной.
(И в конце по-научному объявляю свои источники):
Источники:
Святое Причастие Тела и Крови Христовой каждое воскресение.
Шиммель Аннемари «Мир исламского мистицизма» 2012. 536 страниц.
Многочисленные исламские и православные и сайты.
Мусульмане меня не убили, и даже ни разу не поспорили, но встретили речь горячими аплодисментами, взяли телеинтервью по теологии древнего Ислама, надавали визиток, и напоили чаем с восточными сладостями.
Многие понимают, что исторически оказались в тупике, и увидели отличный выход из него. Те мученики, о которых я им рассказывал, меняли Ислам изнутри. Преображали его и приближали к Православию.
Когда я возвращался со сцены на место, глава посольства Ирана по культуре доктор философии Реза Малеки вышел мне навстречу и горячо пожал руку. На ломаном русском сказал «Отлично!» Вручил свою визитку. Мы сели рядом, исламский телеканал «Вестник Кавказа» распространил эту фотографию. Затем он сам выступил и сказал, что эти мученики хотели спасти своих современников и потомков от темного необразованного жестокого радикализма.
Я попросил Фарзане Шафеи научить меня, как будет «Отлично» на Фарси, и также с пожал руку Резе Малеки, когда он возвратился со сцены.
Следующие выступаюшие уже цитировали мою речь, на фоне статуи Иисуса Христа, которая была установлена на сцене. Так их и снимали исламские телекамеры. Сама проповедь в торжественной папке полетела в Сирию вместе с «сирийским Познером» - тележурналистом Абдель Насер Аль-Хамедом на Сирийское телевидение.
Международный резонанс случился уже на следующий день. Ко мне на Фэйсбуке стали записываться в друзья мусульмане со всего мира. Один профессор из Багдада прислал сердечки с подписью «Великая идея для рая праведных воинов». А один сильно верующий мусульманин из числа новых друзей в Фэйсбуке даже попросился ко мне на работу, чтобы быть ближе к богословию и воочию наблюдать все преимущества Православия и настоящую помощь Божию.