Догматические обоснования
Сотериология
Логика
Добродетели
Примеры из Писания и святых отцов
Отличие от прошлых времен
Учение о здоровье
Учение о мученичестве
Пример Спасителя
Митрополит Тихон рассказал, как во время эпидемий вымирали целыми монастырями. Умирали владыки, которые обходили города. Крестные ходы умирали. Неужели веры не хватает?
Думаю, что не в этом дело. Веры может быть и хватает. Но вот одна из главных причин:
Не надо себе приписывать того, что в руках Божиих.
Намеренно подвергая опасности себя и ближних, ты не говоришь «Не Моя воля, но Твоя да будет». Ты не отвергаешь себя и свою волю. Но ты вынуждаешь Бога принимать твой ультиматум: Бог, докажи всем, что вера в Тебя – настоящая! Причем докажи это через меня! Причем публично! А не так, как преп. Мария Египетская.
«И знамение не дастся ему».
Это не тот случай, когда Моисей ввел людей в Чермное море, или когда святые шагали со скалы по небу. Там они спасались от преследующих их воинов, шли от неминуемой телесной, а может быть и духовной смерти - к жизни. А тут – наоборот! Бог дарует тебе спасение, причем через митрополитов и патриарха - твоих руководителей, через врачей, через СМИ, а ты отвергаешь, намеренно рискуешь собой и своими ближними.
Кроме того, присваиваешь себе право Бога решать, достоин ли ты спасения. Сам решаешь. Не так: Вверяю себя в Твою волю. Но так: Вот я верю, значит Ты обязан меня спасти! Ибо я, нет, Я, с большой буквы, непременно достоин. Сам себе определяешь спасение.
Путаешь веру с уверенностью. Причем в себя.
Однако, если ты сам не принимаешь меры безопасности, то не в твоей уже власти заболеть или не заболеть. Это становится только во власти Божией. Но доверив себя Богу, ты вдруг опять сам начинаешь взвешивать себя и свою веру вместо Бога. Забираешь у Него право решать. Лишаешь Его свободы выбора. Он тебя свободы выбора не лишает (защищайся, лечись), но ты от Его подарка свободы отказываешься, а сам Его свободы выбора лишаешь.
А готов ли ты к смерти? Всё ли исповедовал? Всё ли исправил? Все ли дела привел в порядок? А твои ближние, здоровьем которых ты рискуешь, и лишаешь их права выбора? Нет, но своим риском мечтаешь всё искупить.
Легким путем хочешь пойти, и быстрым.
А благое ли дело – этот твой риск? Может, ты людей спасаешь, как Моисей? Или монахов от спецназа уводишь? Какова стоимость и ценность этого пренебрежения санитарными нормами?
А ценности-то практически и нет! Молись дома как обычно, причащался недавно и скоро опять будешь причащаться. В чем смысл? What for?
Главное, ничего для своего спасения и ближних от болезни не сделал, даже наоборот, но почему-то оголтело уверен, что будешь спасен! Вот это крайне возмутительно.
«Вера без дел мертва».
Адам в раю присвоил себе право определять, что такое добро, а что такое зло. Захотел отобрать это право у Бога. Так святые отцы пишут о Древе познания добра и зла. Бог ему уже не нужен, он сам познает, что есть добро, а что – зло. И познал: добро – это пребывание в послушании Богу в раю, а зло – это лишение всего и горькое воспоминание, чего он лишился.
Хорош был Адам. Святые отцы пишут, самый совершенный человек. Однако все его совершенства – были не его. А Божий дар. Баунти. Он их никак не заслужил. Никак не заработал. Следовательно, никак не ценил. Потому и пал при первой же возможности.
Поэтому не могут добродетели считаться таковыми, если они не заработаны, если они не испытаны, если они не стали личными для человека. Если будучи дарованы Богом, не стали для человека его собственными.
И вот, отвергаясь от личных добродетелей по своему спасению, ты требуешь от Бога, что Он обязан тебя спасти. Не глядя на твою безалаберность и безответственность к собственному спасению. А как выясняется, не только к собственному, но и к спасению твоих ближних.
Не надо Бога искушать!
Медицина – это Дар Божий, говорит святитель Лука Крымский.
Святитель Феофан Затворник учит, как нужно относиться к своему телу: как к Ослику. Кормить, лечить, и всё делать для того, чтобы этот Ослик твою душу исправно возил.
Митрополит Тихон верно говорит, ведь у него мама - врач-эпидемиолог, руководитель. Он знает, о чем говорит. А многие говорят - чего не знают! Не имеют реальных научных знаний. Но именно синтез богословия и науки наиболее ценится в Церкви и православных учебных заведениях.
Митрополит Тихон: «Говорить о том, что не будем соблюдать санитарные обязательства, что Господь управит, — попущение воли. Каждый, без исключения, чувствующий себя здоровым, может быть носителем этой болезни. И, поступая необдуманно и легкомысленно, может стать невольным убийцей. Не надо бояться ничего. Но, не боясь ничего, надо бояться того, что Бог ненавидит, а ненавидит он грех. А грех — это и есть то самое легкомыслие, которое может привести каждого из нас к тому, что каждый может стать невольным причинителем зла.»
Митрополит Илларион тоже так считает. И патриарх Кирилл.
Сюда же можно добавить гордыню и бравирование своей верой перед всеми – т.е. фарисейство.
Ещё есть сомневающиеся, ради них ап. Павел учит нас: «Не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Чтобы не соблазнить их маловерие. Не оттолкнуть от Церкви и причастия.
Ещё есть власти, ещё есть атеисты и богоборцы, которым нельзя давать повод к закрытию храмов. Они сейчас подняли свои головы.
В чём отличие от прошлых времен?
В первые века были гонения. Вот почему тогда святые стояли за Церковь и веру. Сейчас гонений нет. Сейчас нет необходимости как тогда стоять за Церковь и Веру перед властями. Можно через 3 недели пригласить священника домой. Или прийти на Литургию Преждеосвященных Даров в будни, когда народу поменьше.
Это ненадолго. Побесятся власти немного, и перебесятся. Ради нескольких недель не следует идти на конфликт с ними. Скоро откроют наши Храмы, никуда они не денутся.
В 19 веке была совсем другая цель. Воцерковленный народ причащался раз в год, и это считалось нормой. Тогда Божиим попущением болезнь сплотила народ и вернула веру. Но сегодня совсем другая ситуация. Храмы полны верующих. А вот с искренним покаянием большие проблемы. Много показухи ради своей значимости.
Да, сегодня надо проявить смирение и послушание. И благоразумие. Иначе даже в самых благих, как нам кажется, устремлениях лукавый может нас уловить.
Надо забыть про свою самость, значимость, гордыню, эгоизм, тщеславие и т.д. Это сегодня, пожалуй, главные проблемы общества. А не неверие. Из-за них разрушаются семьи и страдает Церковь.
Главным догматом православия сегодня становится "Купите мою книгу!"
Отцы монашества в таких случаях рекомендуют затвор и молчание.
Вот на эти проблемы, быть может, и направлено попущение Божие этого вируса. Ради смирения.
Надо ли заботиться о своём здоровье?
Человек – это Образ Божий. А жизнь – это Божий Дар. Душа и тело - Храм Божий. Здоровье – это благоразумие и возможность идти по пути к духовным совершенствам и к Подобию Божию. Наплевательство на здоровье может приравниваться даже к самоубийству.
1 Кор. 3:16-17: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.»
Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением (см. Блаженный Августин. Collat. cum Donatistis, III, 25).
О правильном подходе к мученичеству писал свт. Григорий Богослов: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но, выйдя, – не отступать, потому что первое – дерзость, а второе – малодушие».
Сам Спаситель не требовал, чтобы Его распяли. Но наоборот говорил в Мк.14:36 "Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты."
Несколько раз Спаситель уклонялся от опасностей, и ап. Павел тоже. Чтобы успеть сделать больше.
С любовью, верой и смирением,
теолог Ле Мур, ПСТГУ.