Святые Дары не могут Сами являться источником инфекции, но Их возможно испортить извне. Некоторых через причастие намеренно травили. История знает немало таких случаев. Разве это Божия воля?
Святые Дары имеют внешние свойства хлеба и вина, которые возможно испортить. Святые Дары есть Истинное Тело и Кровь Христовы, поэтому имеют те же самые Его Богочеловеческие Свойства.
Догматическое обоснование чуть ниже. Но сначала скажу, что дезинфекция лжицы - это не вопрос силы Веры, а вопрос понимания Священного Писания и святых отцов. Вопрос любви к Богу и к людям – самой главной заповеди. Вопрос смирения и послушания.
Нельзя подставлять своё руководство, которое идет навстречу людям в такой трудный момент, и прихожан, которые из-за соглядатаев могут вообще лишиться столь редкой и ценной сегодня возможности причастия. Что же это будет - воля Божия? Или самость одного человека?
Поэтому когда я вижу, что демонстрируется пренебрежение правилами дезинфекции, то понимаю, что это вовсе не от высоты веры, а по гордости, незнанию, непониманию, неуважению к начальству и нелюбви к людям.
Отсюда многочисленные ошибки почти в каждой проповеди. В т.ч. и сегодня – что якобы кому суждено заболеть, тот и заболеет, когда ему суждено.
Кем суждено? Богом? Неужели Бог – источник зла? Или суждено лукавым? Кто тогда главнее? А куда делась свободная воля человека? Что за суеверие в судьбу и предопределение? Как у буддистов и индуистов. Даже католики в это верят не все. А куда делась свободная воля людей и бесов? Её никто не отменял. Свободная воля – это фундамент любви, и она неприкосновенна.
Поэтому если люди или бесы напакостят, то это их собственная злая воля. Нельзя считать её волей Божией. Надо правильно понимать слова «На всё воля Божия». В Катехизисе написано, что зло, возникшее в результате действия противящейся Богу свободной воли разумных существ, Бог направляет к добру. Вот что такое воля Божия.
Ошибки происходят не только по недостатку образования. Их попускает совершать Господь, когда человеку не хватает любви к людям и искажаются его цели. Господь ограничивает дееспособность такого человека, постепенно лишая его разумения, чтобы через это он лишился доверия людей, его никто не послушал, и за ним никто не пошел.
Итак, почему Святые Дары могут испортиться? Об этом есть четкие инструкции в Служебнике священника. Это происходит, если священник не проявляет должного попечения о Святых Дарах. А это есть святая обязанность.
«Аще Святые Дары, освященные или неосвященные, вследствие долгого отсутствия священника, растлеются. т.е.. оплеснеют и окиснут, так что невозможно их будет употреблять, священник сия взем, в текущую реку да всыплет».
«Аще же паук или ино что ядовитое пред освящением Святых Даров впадет в чашу, да излияно будет из Святой чаши во иный чистый сосуд и по совершении службы излиется в текущую реку. Во Святую же чашу иное вино и мало воды да влиет иерей, глаголя сии словеса: «Един от воин копием ребра Его прободе и абие...».
«Аще же по освящении сие будет, и страшно или мерзко будет иерею впадшее с Божественною кровию поглотити, тогда сохранно [бережно], со всяким блюдением [предосторожностью] да измет впадшее. еже не уканати [капнути] нигдеже ничтоже от Божественныя Крове, над иным же потиром, или честным сосудом вином трижды добре да измыет изъятое. Изъятое же да свиет в бумагу, или в некое чистое полотенце и, по совершении Литургии, животное оное с бумагою или полотенцем на плинфе [кирпиче] или на чистом камне да сожжет, пепел же под Святою трапезою да вкопает: вино же оное, имже животно изъятое измовено бысть. в текущую реку да излиет: аще река далече будет, под престол, яму ископав, идеже ногама попираема не бывает, да влиет и закрыет».
Святые Дары имеют внешние свойства хлеба и вина, которые возможно испортить. Но не потому, что это портятся хлеб и вино, как оправдываются некоторые по незнанию, повторяя ещё большую ересь. А потому, что Святые Дары есть Истинное Тело и Кровь Христовы, и поэтому Они имеют те же самые Богочеловеческие Свойства Самого Иисуса Христа.
Он воспринял всю человеческую природу целиком, кроме греха. Но не без страстей, как некоторые думают, а с неукоризненными страстями, такими как жажда, голод, холод и т.п. С нравственными и физическими страданиями. Кто думает иначе, повторяет ересь докетов и мусульман (Мухаммед не умел читать и учился у докетов, которых как еретиков ссылали из Византии в Аравийскую пустыню, где Мухаммед вырос). Докеты утверждали, что Христос не испытывал никаких страданий, Он притворялся или использовал внушение или магию, это всё только казалось. Отсюда следует нарушение фундаментальных догматов о Богочеловечестве Христа, о Воплощении, о Спасении. Но святой Григорий Великий в полемике с Аполлинарием Лаодикийским положил конец этой ереси, он гласит: «Что не воспринято – то не уврачевано». То есть если бы Спаситель не воспринял на Себя какую-то часть нашей природы, то она останется неисправленной, Христос пришёл напрасно, наше спасение не совершилось, и вообще невозможно.
Святые отцы пишут, что Христос Сам бы не умер, но его возможно убить. Так Он и не умер, Его убили. Настоятель Елоховского собора отец Александр - Царствие ему Небесное! - тоже не сам умер (48 лет!), его смерть произошла извне – заражение коронавирусом.
Спаситель воспринял, воипостазировал в Себя всю нашу человеческую природу (без греха), поэтому оказалось возможно Его убить. Он страдал по-настоящему: «И был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Он алкал, жаждал, гневался, испытывал человеческие эмоции.
А мог ли Спаситель не болеть? До Своего выхода на служение Спаситель выглядел самым обыкновенным человеком. Поэтому те, кто знал его с детства, «И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?» Поэтому даже братья Его (сводные по Иосифу) не стали апостолами раньше Его воскресения. Только после Воскресения они узнали и поверили, что их сводный брат – Бог. Если бы Он никогда не болел, это был бы вопиющий и всем известный случай, Евангелия непременно сообщили бы об этом, как сообщили о единственном отличии Иисуса от сверстников, когда Он в 12 лет удивил учителей в Храме своим разумением. Если бы Он никогда не болел, Он мог бы вообще не дожить до Своего Служения, т.к. это считается диавольским признаком, колдовством, и слишком заметным отличием от окружающих.
Конечно, если Спаситель по человечеству Своему кашлял, чихал, сморкался, то только по внешней причине. Не в Нём Самом находился источник болезни, но вовне. Также и сегодня Святые Дары.
Вывод: Святые Дары не могут являться источником инфекции, но Их возможно испортить извне. Они имеют внешние свойства хлеба и вина, которые возможно испортить. Святые Дары есть Истинное Тело и Кровь Христовы, поэтому имеют Его Богочеловеческие Свойства. Хорошо известны исторические прецеденты, когда людей через причастие намеренно травили.
Ниже цитирование научных православных сайтов:
«В «Известии учительном», которое помещается в Служебнике в качестве практических советов пастырям, имеются указания на то, что Святые Дары могут быть испорчены грибком, и становятся непригодными к причащению. Заплесневевшие Дары священник должен потребить самостоятельно после Литургии» (Или предать огню, или воде, или положить в непопираемое место). «Но ими запрещено причащать мирян. «Известию» так же вполне достоверно известно, что в Чашу могут попасть ядовитые вещества (например, с ядовитыми насекомыми), и при этом указано, что в таком случае содежимое Чаши утилизируется — выливается в непопираемое место, но никак не преподается верующим для причастия. Почему у Церкви нет четких правил насчет вирусов и бактерий? Правильно — когда писались последние правила о порядке причастия в Церкви, никто даже не подозревал о том, что могут быть такие невидимые паразиты, способные убить человека посредством лжицы. В тот период были известны только яды и грибковая плесень».
«Ветхий Завет свидетельствует о том, что в жертву приносились исключительно здоровые животные, не имеющие увечий и пороков. А это был прообраз Евхаристии, Жертвы Христовой, и недаром мы Христа зовем Агнец НЕПОРОЧНЫЙ. Ветхий Завет содержит целый кодекс об обрядовой чистоте, потому что древние очень боялись распространения различных опасных болезней, особенно лютой в тот период была проказа. Потому священникам предписывалось осматривать не только религиозную утварь, но и людей, животных и одежду на предмет проказы. Однако же, навык требований гигиены почему-то утратили мы, люди XXI века. Потому забота о чистоте веществ таинств лежит на священнике: чистая вода, хорошие просфоры из чистой и лучшей муки, хорошее вино, чистота сосудов и облачений, чистота храмов в целом. Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?»
«Исторические прецеденты, когда людей через причастие травили — вполне имеются, а заплесневеть Агнец на Престоле может у любого священника, если там сыро и слабое проветривание.»
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр до принятия сана закончил биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций города Омска и защитил диссертацию по специальности «Вирусология». «Фома» попросил его ответить на возмущенные комментарии людей, которые не понимают, зачем нужны серьезные меры безопасности во время коронавируса.
«Раньше во время эпидемий всегда, наоборот, шли в храмы!» Так ли это? Факты из Церковной истории.
«Бояться заразиться в храме, где все священно — это же маловерие!» Вспомним, когда сам апостол Петр обещал даже перед лицом смерти не оставлять Учителя. Можем ли мы сомневаться в вере будущего первоверховного апостола, на которой Христос как на камне основал свою Церковь? Конечно нет. Но, видимо, к великой вере Петра в тот момент прикоснулось некое самомнение, гордость, искушающие Господа. И благодать Божия отступила, и тогда страх вошел в его сердце апостола. И только после его горьких слез благодать вернулась.»
26.04.2020 г.
P.S. Дорогие братья и сестры!
«С глубокой скорбью сообщаем, что сегодня от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, умер епископ Железногорский и Льговский Вениамин (Королев). Это первый архиерей, скончавшийся из-за COVID-19.
Упокой Господи новопреставленного епископа Вениамина, прости ему все согрешения вольные и невольные и сподоби Царствия небесного!»