Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
официальный сайт автора
Российский
Союз Писателей

Международный Союз Поэтов

Православный Свято-Тихоновский Университет
*********
Теология, Апологетика, Миссиология
Практическое Богословие, Гомилетика Аргументация, Логика, Риторика Психология, Нейролингвистика  Антропология, Социология, Педагогика
Диспуты, Проповеди, Примеры из жизни Философия, Поэзия, Проза
*******
/
3
/
3

Знание без дел по нему еще не твердо, хотя бы было и истинно.
Всему утверждением служит дело.
Преподобный Марк Подвижник.

Главная
/
Каталог
/
Коронавирус
/
О закрытии храмов во время эпидемий в истории Церкви

О закрытии храмов во время эпидемий в истории Церкви

358

• О закрытии храмов во время эпидемий в истории Церкви

Священник Иоанн Бурдин

  Тем, кто полагает, что во время эпидемии храмы закрываются только в нынешнее «безбожное время», а раньше на Руси лечились исключительно молитвами и посещением церковных служб, очень рекомендую  найти и почитать материалы об эпидемии чумы в Одессе в 1812 году, также об эпидемии чумы в Астраханской губернии в 1878 – 1879 г. Тогда все богослужения были прекращены, храмы закрыты. Также во время вспышки чумы в Херсоне в 1812 г. св. Федор Ушаков, адмирал, приказал прекратить все богослужения и закрыть храмы.
  Эпидемий на Руси было много во все времена и боролись с ними жестко. Первые 
карантины появились, если верить летописи, еще в 1521 г. в Пскове и меры, принимаемые властями, ничуть не отличались от тех, которые принимаются сейчас: запрет собраний, запрет перемещений. Разве что наказания за нарушения были более жесткими: смертная казнь. В 1572 г. в Новгороде грозили смертью даже священникам, исповедовавшим зачумленных (см. словарь Брокзауза и Ефрона статья «Карантин»). Во время страшной чумы, опустошившей Москву в 17 веке заражаясь от трупов, массово умирали священники, поэтому им под страхом смертной казни запретили проводить отпевания.
  
В 1866 г. был принят Устав о Карантине, который в обязательном порядке предусматривал:

  «1378. При появлении чумы, все места народных собраний, не исключая присутственных мест, училищ и всех подобных заведений, по усмотрению главного местного начальства, закрываются. Для собственной каждого осторожности вменяется в обязанность жителям, имеющим позволение ходить по городу, чтобы они нигде вместе не собирались и всячески избегали сообщений один с другим (ср. Улож. о Наказ. ст 1050). Богослужение во время обсервации или во время карантина, а иногда и без карантина, по усмотрению главного местного начальства, закрывается и опять, по усмотрению оного, с некоторыми предосторожностями, дозволяется; причем в особенности следует наблюдать, чтобы приходящие к слушанию богослужения избегали всякого взаимного между собою сообщения»

Устав о карантинах, составленный по Своду законов изд. 1857 года и по Продолжению 1876 года.

  Поэтому во второй половине XIX века закрытие церквей во время эпидемий не считалось чем-то экстраординарным«Места народных собраний, церкви, учебные заведения, магазины закрываются» (см. словарь Брокзауза и Ефрона статья «Карантин»).
  
Аналогичным образом поступали церковные власти и в Советское время. В 1970 г. местоблюститель (будущий патриарх) Пимен (Извеков), борясь со вспышкой холеры на Кавказе, в Астрахани и на всем Черноморском побережье, полностью запретил причастие. Священникам было дано также указание не допускать целования икон.

                                     *  *  *
  Нынешнее неприятие закрытия храмов, как со стороны верующих, так и (самое страшное) со стороны многих церковных иерархов, вызвано, на мой взгляд, не только общей безграмотностью, но и просто отсутствием верыподменой ее дикими суевериями. Относясь к Церкви эгоистично, как к месту получения личных благ (здоровья, мирского благополучия и загробного процветания), многие верующие, к сожалению, не понимают ни смысла веры (соединение с Богом и отказ от сосредоточенности на себе – любовь к Богу и людям), ни того, что Бог не обещал ни процветания, ни здоровья, ни каких иных благ тем, кто верует в Него: пример неуслышанной гефсиманской молитвы Христа ничему их не учит. Такая вера, сосредоточенная не внутри, а вовне – на храмовом благочестии, исполнении обрядов, поклонении тленным материальным святыням – в том числе иконам, мощам, святым источникам и святым местам (которые имеют в себе лишь отблеск Божественной Славы), – такая вера неустойчива и недолговечнаСтоит лишить ее внешней опоры (убрав все материальное – храмы, мощи, иконы или показав насколько напрасны ее надежды на благополучие в результате исполнения определенных обрядов) и она тут же терпит крушение и оборачивается разочарованием, неверием и атеизмом (как это уже случилось в начале XX века в России).
  Нынешняя эпидемия, конечно же не случайна. Возможно, 
мы должны, наконец, научиться поклоняться Отцу «не на горе сей, и не в Иерусалиме», а «в духе и истине».
 

  P.S. Для любознательных: в начале XX века в Китае была вспышка так называемой «легочной чумы». Ее симптомы очень напоминали нынешний «коронавирус».

 

Священник Иоанн Бурдин