• О закрытии храмов во время эпидемий в истории Церкви
Священник Иоанн Бурдин
Тем, кто полагает, что во время эпидемии храмы закрываются только в нынешнее «безбожное время», а раньше на Руси лечились исключительно молитвами и посещением церковных служб, очень рекомендую найти и почитать материалы об эпидемии чумы в Одессе в 1812 году, также об эпидемии чумы в Астраханской губернии в 1878 – 1879 г. Тогда все богослужения были прекращены, храмы закрыты. Также во время вспышки чумы в Херсоне в 1812 г. св. Федор Ушаков, адмирал, приказал прекратить все богослужения и закрыть храмы.
Эпидемий на Руси было много во все времена и боролись с ними жестко. Первые карантины появились, если верить летописи, еще в 1521 г. в Пскове и меры, принимаемые властями, ничуть не отличались от тех, которые принимаются сейчас: запрет собраний, запрет перемещений. Разве что наказания за нарушения были более жесткими: смертная казнь. В 1572 г. в Новгороде грозили смертью даже священникам, исповедовавшим зачумленных (см. словарь Брокзауза и Ефрона статья «Карантин»). Во время страшной чумы, опустошившей Москву в 17 веке заражаясь от трупов, массово умирали священники, поэтому им под страхом смертной казни запретили проводить отпевания.
В 1866 г. был принят Устав о Карантине, который в обязательном порядке предусматривал:
«1378. При появлении чумы, все места народных собраний, не исключая присутственных мест, училищ и всех подобных заведений, по усмотрению главного местного начальства, закрываются. Для собственной каждого осторожности вменяется в обязанность жителям, имеющим позволение ходить по городу, чтобы они нигде вместе не собирались и всячески избегали сообщений один с другим (ср. Улож. о Наказ. ст 1050). Богослужение во время обсервации или во время карантина, а иногда и без карантина, по усмотрению главного местного начальства, закрывается и опять, по усмотрению оного, с некоторыми предосторожностями, дозволяется; причем в особенности следует наблюдать, чтобы приходящие к слушанию богослужения избегали всякого взаимного между собою сообщения»
Устав о карантинах, составленный по Своду законов изд. 1857 года и по Продолжению 1876 года.
Поэтому во второй половине XIX века закрытие церквей во время эпидемий не считалось чем-то экстраординарным: «Места народных собраний, церкви, учебные заведения, магазины закрываются» (см. словарь Брокзауза и Ефрона статья «Карантин»).
Аналогичным образом поступали церковные власти и в Советское время. В 1970 г. местоблюститель (будущий патриарх) Пимен (Извеков), борясь со вспышкой холеры на Кавказе, в Астрахани и на всем Черноморском побережье, полностью запретил причастие. Священникам было дано также указание не допускать целования икон.
* * *
Нынешнее неприятие закрытия храмов, как со стороны верующих, так и (самое страшное) со стороны многих церковных иерархов, вызвано, на мой взгляд, не только общей безграмотностью, но и просто отсутствием веры, подменой ее дикими суевериями. Относясь к Церкви эгоистично, как к месту получения личных благ (здоровья, мирского благополучия и загробного процветания), многие верующие, к сожалению, не понимают ни смысла веры (соединение с Богом и отказ от сосредоточенности на себе – любовь к Богу и людям), ни того, что Бог не обещал ни процветания, ни здоровья, ни каких иных благ тем, кто верует в Него: пример неуслышанной гефсиманской молитвы Христа ничему их не учит. Такая вера, сосредоточенная не внутри, а вовне – на храмовом благочестии, исполнении обрядов, поклонении тленным материальным святыням – в том числе иконам, мощам, святым источникам и святым местам (которые имеют в себе лишь отблеск Божественной Славы), – такая вера неустойчива и недолговечна. Стоит лишить ее внешней опоры (убрав все материальное – храмы, мощи, иконы или показав насколько напрасны ее надежды на благополучие в результате исполнения определенных обрядов) и она тут же терпит крушение и оборачивается разочарованием, неверием и атеизмом (как это уже случилось в начале XX века в России).
Нынешняя эпидемия, конечно же не случайна. Возможно, мы должны, наконец, научиться поклоняться Отцу «не на горе сей, и не в Иерусалиме», а «в духе и истине».
P.S. Для любознательных: в начале XX века в Китае была вспышка так называемой «легочной чумы». Ее симптомы очень напоминали нынешний «коронавирус».
Священник Иоанн Бурдин