Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
официальный сайт автора
Российский
Союз Писателей

Международный Союз Поэтов

Православный Свято-Тихоновский Университет
*********
Теология, Апологетика, Миссиология
Практическое Богословие, Гомилетика Аргументация, Логика, Риторика Психология, Нейролингвистика  Антропология, Социология, Педагогика
Диспуты, Проповеди, Примеры из жизни Философия, Поэзия, Проза
*******
/
3
/
3

Знание без дел по нему еще не твердо, хотя бы было и истинно.
Всему утверждением служит дело.
Преподобный Марк Подвижник.

Главная
/
Каталог
/
Обоснования миссионерской деятельности
/
"Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец" (Ин.6:44)

"Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец" (Ин.6:44).

607

 

 

Если члены Тела Христова – не мы, то уста Его – не..мы.

 

 Когда я выступаю за активную позицию, напоминая, какие слова мы произносим каждое утро: «И научу беззаконныя путем Твоим», то обычно слышу в ответ следующее:

 

- "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец" (Ин.6:44).

На что отвечаю:

- Бог "Всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти" (1 Тим. 2:4). Разве у Бога желания расходятся с действием?

 

Это очень серьёзный момент, одно из фундаментальных оснований для сторонников бездействия и выжидательной позиции.

 

Слово привлечет может употребляться как в действительном, так и в страдательном залоге. Обычно толкуют его только в страдательном залоге  – человек привлечён Отцом, т.е. только Отец привлекает человека. Отец совершает действие в отношении одного человека, а в отношении другого якобы не совершает.

А следует толковать и в действительно залоге тоже – человек стремится к Отцу, заинтересовался, увлекается верой, привлекается. Вера выглядит для него привлекательно, влечёт его.

Это синергия – взаимное действие Бога и человека, взаимодействие.

 

Что такое действительный залог? Например: меня влечёт перспектива этой научной разработки. А сама разработка – какая есть, такая есть, она константа. Но только учёного, имеющего знание, понимание, желание и волю, она может привлечь.

Или представим себе свет и мотыльков. Свет одинаково светит каждому мотыльку. Он не избирает себе того или иного мотылька. Свету даже всё равно. Но привлекается не каждый мотылёк. Особенно это проявляется на удаленном расстоянии. И это больше зависит от свойств  конкретного мотылька, а не от свойств света или от его (света) собственного выбора. Свет мотылька не выбирает. Но тому мотыльку, который заинтересовался светом, и подлетает всё ближе и ближе, свет начинает светить всё ярче и ярче, и греть теплее.

Это физическое свойство. Также и магнит. Притягивает всё сильнее. Чем ближе, тем сильнее. Но не каждый материал он может притянуть. Это зависит от физических свойств материала.

 

Всё это утрированные примеры. Чтобы было понятней. А на самом деле, Богу, конечно, не всё равно. Или всё равно только в нелицеприятном смысле, т.е. Он хочет, чтобы спаслись абсолютно все, без выбора, и в этом смысле все равны.

Иначе пришлось бы признать, что кого-то Бог спасать не хочет. А это не так.

Или что благодать Божия проникает не везде, т.е. Бог не вездесущ. Но вездесущие -  это одно из основных свойств Бога, которые Он нам открыл.

Бог дал истину всем людям. И “солнце одинаково светит всем”. Но этот Свет привлекает не всех людей. И каждому Бог содействует индивидуально и соответственно его свойствам, соответственно качеству его души, его пониманию.

 

Следовательно, это понимание следует развивать. Не надо ждать, что только Бог привлечёт человека к православию, в церковь, к исповеди, к причастию.

Если в человеке нет “магнитных” свойств, он притянут не будет.

Поэтому думать, что раз человек не идёт к Богу, значит Отец его не привлёк  и Отцу этот человек не нужен - колоссальное заблуждение. На грани того, что только Бога ещё не хватало в этом обвинить: «Жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал».

 

А как Бог привлекает?

Вот мы – члены Церкви, члены Тела Христова. Можно понимать это буквально – Его руки и ноги, Его уста. А если мы никуда не идём, и ничего не говорим, то члены Его Тела – не мы, Его уста – не..мы.

 

А может, это оправдание лени, бездействия и недееспособности?

 

Посмотрим на толкования святых отцов:

 

Свт. Иоанн Златоуст: «На это нападают манихеи и говорят, будто ничто не зависит от нас. Между тем эти-то слова особенно и доказывают, что мы властны в своем произволении».

Следом Спаситель специально напоминает в Ин. 6:45 «У пророков написано: и будут все научены Богом.»

 И снова Златоуст объясняет это: «Но если сказано, что все будут научены Богом, то отчего, спросишь, некоторые не веруют? Оттого, что пророчество указывает не вообще на всех, но на всех желающих. Учитель стоит пред всеми и всем готов преподать и сообщить свое учение».

Блж. Феофилакт Болгарский: «Говорит это, не уничтожая самопроизволения /человека/, но показывая, что имеющий веровать нуждается во многом содействии от Бога. Иначе: Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним.»

 

А.П. Лопухин: «Ко Христу может прийти только тот, кто последовал такому влечению со стороны Отца. Под «привлечением» здесь разумеется не действие благодати Божией вообще в совести человека, а привлечение ко Христу человека, созерцающего чудесные знамения Христа, которые свидетельствуют, что в лице Христа явился посланный Богом Спаситель мира.»

Далее в Ин. 6:45 Спаситель поясняет: «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне».

Т.е. не только слышавший, но обязательно и научившийся.

 

Блж. Феофилакт Болгарский: «Не сказал, что приходит ко Мне тот, кто слышит от Отца, но прибавил еще: и кто научился. Ибо недостаточно слышать, надобно еще оставаться и учиться.»

 

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Разумение о Христе подается от Отца достойным (людям) по любви – вспомоществовательное, а не принудительное, ибо догматическое основание заставляет сохранять за человеческою душою самовластность и самопроизволение, дабы она могла требовать справедливых наград за добродетели, а при отступлении от долга и уклонении по нерадению от воли Законодателя – подвергаться справедливому осуждению к наказанию.»

 

Евфимий Зигабен: «Присоединил это, чтобы подтвердить, что Отец привлекает приходящих к Нему. Все – конечно, приходящие к Нему, верующие в Него или желающие, так как против желания Отец никого не привлекает.»

 

Вот это самое желание в людях возбуждают апостолы и верные ученики Христовы, а взращивает Бог.  

Как это происходит, говорит апостол Павел: 1 Кор. 3:6 «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог»