Толкования сложных мест Писания.
Чем отличается «оправдание по вере» и «оправдание через веру»?
Ап. Павел, Рим 3.30: «Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру».
Толкователи в основном обходят это место молчанием.
Кроме блж. Августина, святителя Феофана Затворника, и Феодора Мопсуестийского.
Блж. Августин говорит так: «Это сказано не из-за различия в значении (будто одно - по вере, а другое - через веру), но для словесного разнообразия».
И святитель Феофан затворник тоже: «Апостол обрезанным усвояет оправдание — εκ πίστεως — от веры, из-за веры, а необрезанным — δια της πίστεως — чрез веру. Но нельзя определительно указать, какой оттенок мысли об оправдании одних и других хотел тем выразить Апостол».
Феодор Мопсуестийский, близкий друг св. Иоанна Златоуста, говорит о преимуществе веры над делами закона. Иудей уже имеет дела по закону, поэтому оправдание может получить только по степени своей веры. А для язычника достаточно оправдаться одним лишь приобщением к вере:
«По вере апостол применил к иудеям, потому что у них имеются также другие поводы к оправданию, однако они не в состоянии получить его, кроме как в соответствии с верой. К эллинам же относится через веру, потому что они всякую причину оправдания имеют лишь в ней».
Остальные отцы вообще предпочли не говорить по сему ничего.
1. Попробуем поискать ответ в более простых местах Писания. Вспомним Мф.9:29 «По вере вашей да будет вам». Следовательно, «по вере» – следует понимать «по степени веры». Насколько вера сильнее, настолько ближе к спасению.
Для иудеев что сильнее - вера или дела закона? У Иудеев был выбор. И вера уже была. Вопрос – какая? Им было больше дано, поэтому с них и спрос больше.
О степенях или мерах хорошо говорит блж. Феофилакт в толковании на Рим. 6.16 «Или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?»: «Ибо надлежало показать несравненно большую меру служения Богу, нежели греху; но по немощи своей, говорит, представьте хотя бы равную меру». Остальные толкователи говорят, как был рабом греха, также будь теперь рабом праведности. Блж. Феофилакт выразил мысль сильнее.
2. Свт. Феофан Затворник, хотя и говорил прежде про неопределенность мысли ап. Павла, всё же делает попытку толкования: «В ограду же Божию ему (язычнику) войти еще предстояло какою-либо дверию. Эта дверь для него — вера; чрез веру, δια πίστεως, — он и входит».
Это совершенно верно. Ответы на сложные вопросы следует искать в самом Писании, в вопросах более простых. Смотреть терминологию, источники на древних языках и различные переводы.
Итак, выводы:
1. «По вере» - правильно понимать как по степени веры.
2. «Через веру» - правильно понимать, как войти через дверь, о которой говорил Спаситель «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется» (Ин.10:9).
Как сказано в Лк. 12:48: "От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут".
Из курсовой работы в 1 семестре 1 курса.