Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
официальный сайт автора
Российский
Союз Писателей

Международный Союз Поэтов

Православный Свято-Тихоновский Университет
*********
Теология, Апологетика, Миссиология
Практическое Богословие, Гомилетика Аргументация, Логика, Риторика Психология, Нейролингвистика  Антропология, Социология, Педагогика
Диспуты, Проповеди, Примеры из жизни Философия, Поэзия, Проза
*******
/
3
/
3

Знание без дел по нему еще не твердо, хотя бы было и истинно.
Всему утверждением служит дело.
Преподобный Марк Подвижник.

Главная
/
Каталог
/
Вера и наука
/
История взаимоотношений веры и науки. Преодоление противоречий.

История взаимоотношений веры и науки. Преодоление противоречий.

182

Вера и наука

Возникновение и развитие отношений. Преодоление противоречий

 

Оглавление

 

1. Возникновение возможности единства веры и философии. 1

2. Возникновение современной науки. 2

3. Возникновение конфликта между наукой и верой. 2

3.1. Коперник и Бруно. 2

3.2. Дарвин и дарвинисты.. 3

4. Разрешение противоречий между верой и наукой. 4

4.1. Воды над Землёй. 4

4.2. Глиняный истукан. 5

4.3. Длительность Дней Творения и возраст Земли. 5

Выводы.. 8

Источники и научно-богословские святоотеческие цитаты.. 9

 

 

1. Возникновение возможности единства веры и философии

 

Ещё в первом веке перед христианством остро встал вопрос: «Что делать с этим огромным наследием философии и как к нему относиться?»  Среди христиан было немало философов, послуживших своими знаниями и опытом. Например, свидетель Христа и ученик ап. Павла святой Дионисий Ареопагит, который продолжил его дело после смерти.

Этот сложный вопрос был разрешён раз и навсегда во 2 веке святым мучеником и апологетом Иустином Философом, который положил начало научному богословию и научной картине мира в христианстве: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин Философ (100-165 гг). Апол. II 13).

 

2. Возникновение современной науки

 

Наука в современном виде зародилась в монастырях. До этого была философия.  До сих пор по окончании ряда западных университетов выдается диплом доктора наук PHD – доктор философии по математике, по литературе, по истории искусств и т.д. Хотя это равносильно обычному бакалавриату.

Наиболее образованными, а в некоторых веках и единственными образованными людьми, были монахи. Они занимались переписью книг. Именно благодаря им до нас дошла сама философия и труды выдающихся представителей человечества. Однако монахи не только переписывали книги, они развивали науку от философии до современного вида.

 

3. Возникновение конфликта между наукой и верой

 

Святые отцы очень давно писали, что Земля круглая, писали про соотношение размеров Земли, Солнца и Луны. Также подробно и точно писали про многие современные науки от астрономии до устройства нашего мозга. Святые Григорий Нисский, Иероним Стридонский, блж. Августин, Амвросий Медиоланский, Макарий Египетский, Василий Великий и многие другие. Причем это первые века после Р.Х.

 

3.1. Коперник и Бруно

 

Теорию гелиоцентризма активно развивал Николай Коперник. Он был уважаемым каноником и исправно выполнял свои духовные обязанности. В Вармийском капитуле (совете при епископе) Коперник пользовался авторитетом: был капитульным попечителем, дважды (1516—1519 и 1520—1521) был администратором капитула и управляющим имениями Вармийской епархии, активно участвовал в управлении епархией в периоды болезни её епископа Марриция Фербера. Коперник был церковным ученым и Церковь активно поддерживала его взгляды и научную работу. Например, папа Лев X в 1514 г. пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы.

Официальная позиция Церкви в то время была за круглую землю и гелиоцентрическую вселенную. Церковь внимательно и с большим уважением изучала, благословляла и даже спонсировала труды Коперника.

Пока не появился Джордано Бруно. Он, бравируя трудами Коперника, возопил о том, что Солнце - центр вселенной потому, что Солнце - это бог!  И ещё, что на Солнце находятся все души. Бруно был язычником, солнцепоклонником. Он был изгнан из монастыря и университета, ему было запрещено преподавание, он был объявлен в розыск в ряде стран. Его изгоняли горожане из своих городов. Вся европейская наука никак не могла согласиться с ересью, что Солнце - это бог. А поскольку Бруно продолжал упорно игнорировать предписания государственных властей ряда стран, в конце концов его поймали и казнили. Его казнь в то жестокое средневековье оказалась делом государственным и светским.

Однако Бруно поддержали многие богоборцы. И вот тогда против нового псевдонаучного язычества Церковь жестко встала на философскую Аристотелевскую позицию и учение Фомы Аквинского, который возвел её в ранг науки. А противники Церкви начали распространять этот миф, что Церковь против науки.

Знаменитый процесс над Галилео Галилеем состоялся много позже, и вовсе не по научной причине. Но после того, как учёный высмеял в одной из своих книг Папу Урбана VIII. А слов «и всё-таки она вертится» он не произносил. Этот миф был создан журналистом Джузеппе Баретти спустя 124 года после суда над Галилеем.

Каковы были мотивы этих богоборцев? Передел власти и собственности. Чему очень мешали морально-нравственные устои Церкви и существующее государственное устройство.

 

3.2. Дарвин и дарвинисты

 

Аналогично произошло с учением Дарвина, и далее везде.

Доктор богословия и доктор медицинских наук святитель Лука Крымский объясняет разницу между учением Дарвина и дарвинизмом. Сам Дарвин начал бороться с дарвинистами ещё при жизни. Святитель Лука вовсе не опровергает теорию Дарвина. Он объясняет, как теорию Дарвина пытаются противопоставить религии. Доказывает, что теория происхождения видов не противоречит Писанию и не может быть противопоставлена религии.  

Но псевдонаучным атеистам и зарождающимся транснациональным корпорациям необходимо переделать мировое устройство, захватить власть, собственность и ресурсы, сделать из человечества безграмотных рабских алчущих потребителей, оправдать свою аморальность и безнравственность, в т.ч. преступную колониальную политику, и они сделали из Дарвина безбожника и товарно-сырьевого мессию.

А Церковь привычно снова сделала выборку противоположных аргументов из Писания, Предания и науки. Это хитрая ловушка богоборцев и транснациональных корпораций, чтобы представить Церковь и Веру как антинаучную, антиобщественную и античеловеческую корпорацию. Плоды мы продолжаем пожинать до сих пор.

 

4. Разрешение противоречий между верой и наукой

 

Псевдонаучные атеисты любят приводить примеры, как святые отцы ошибались в научных данных.

 

4.1. Воды над Землёй

 

Например, учитель Церкви святой Иоанн Дамаскин в своём великом труде «Точное изложение православной веры» пишет, что чем дальше от Земли, тем жарче, поэтому над Землёй необходимы воды – для охлаждения.

Однако научно-православным ответом будет следующая апологетика:

Святоотеческим мнением следует считать не те современные святым отцам научные данные, которые они приводят, а сам святоотеческий подход к современной науке. Научные выводы совершенствуются и меняются, а святоотеческий подход к науке остаётся неизменным.

 

4.2. Глиняный истукан

 

Другой излюбленный пример, что человек сначала был создан глиняным истуканом, а потом Бог вдохнул в него жизнь.

Отвечать хорошо так:

В 4 веке не было других научных данных. Современная наука в то время могла лишь интерпретировать Библию под своё понимание. Однако святые отцы дружно не соглашаются с такой интерпретацией. На основании единовременного сотворения души и тела. Они говорят, что тело не может создаваться раньше души, а душа – раньше тела, только вместе. Поэтому вдыханием духа следует считать не оживление глиняного истукана, а сошествие Святого Духа как на апостолов на Пятидесятницу. И это – Consensus Patrum. То есть Святой Дух действием Божиим сошёл на уже существовавшее живое тело с душою живою. Вот как надо понимать «Вдыхание Духа». Подробнее об этом – в другой статье.

Кроме того, что тело человека состоит из земли, а дух в него был вдунут Божественным дыханием, Библия не считает нужным что-либо конкретизировать. «Иначе весь мир не вместит написанных книг». Это уже дело науки, которая есть утверждённый Богом способ познания мира, самих себя, и Бога. Настолько, насколько Бог Сам нам Себя открывает в Своих действиях, в действии Своих энергий в мире.

 

4.3. Длительность Дней Творения и возраст Земли

 

Третий веский аргумент – про длительность Дней Творения и возраст Земли.

Блаженный Августин в 4 веке спрашивает, в каком полушарии наступил вечер – в Северном или в Южном? Неужели кто сможет ограничить Бога местом и временем, поместив Его в какое-нибудь одно полушарие, или ограничив Его творческую способность движением солнца? Тогда кто кого создал? Поэтому Днём Творения следует считать не время, и не место, а определённый творческий этап Бога. Сейчас мы живём в Седьмом Дне.

«Бог нуждался в протяжении времени, чтобы совершить что-нибудь?

Но если я скажу так, опасаясь, как бы мне не быть осмеянным и со стороны людей, которые уже до подлинности знают, и со стороны тех, которые весьма легко могут узнать, что в то время, когда у нас бывает ночь, присутствие света освещает те части Мира, чрез которые солнце возвращается с запада на восток, а потому в продолжение всех 24 часов, т. е., в течение полного круговращения солнца, в одних местах бывает день, а в других ночь. А разве ж мы поместим Бога в какой-нибудь части мира, где бы для Него был вечер, когда из этой части свет отступает в другую? Ибо и в книге, называемой Екклесиаст, написано: и восходит солнце и заходит солнце, и в место свое влечется, т. е. в то место, откуда оно восходит; а продолжая дальше, [писатель] говорит: сие возсиявая тамо, идет к югу и обходит к северу (Еккл. I, 5, 6). Таким образом, когда солнце находится в южной части, у нас бывает день, а когда, совершая свое круговращение, оно переходит в северную часть, у нас наступает ночь, хотя в другой части, где светит солнце, бывает день, — если только мы далеки будем от поэтических вымыслов, будто бы солнце погружается в море, а утром выходит из него с другой стороны омытым. Впрочем, если бы даже было и так, в таком случае солнцем освещалась бы пучина морская и в ней был бы тогда день. Солнце могло бы освещать воды, если бы только не было погашено ими. Но подобное предположение нелепо. Да и к чему оно, когда и самого солнца еще не было?

По этой причине, если в первый день создан был свет духовный, то разве такой свет заходит, чтобы за ним наступала ночь?

Что же касается вечера и утра, то под вечером во все первые три дня, до сотворения светил, не будет, кажется, нелепым разуметь конец совершенного действия [творческого], а под утром — обозначение будущего, так сказать, действия.»

«И все это сказано для нашего разумения. Ибо на каком языке назвал Бог свет днем, а тьму - ночью? На еврейском, греческом, латинском или каком-нибудь еще? И так обо всем, чему Он дал название, можно спросить: на каком языке оно было дано? Но дело в том, что в Боге разум чист и не связан со звучанием различных языков. Сказанное же о Нем, что Он назвал, означает, что Он сделал вещи возможными для называния, ибо так различил и упорядочил Бог все сущее, что для последнего стало возможным и различаться, и принимать имена.»

То есть Бог выше языков. Языки – это всего лишь приспособление для человеков. И не следует наше примитивное слововыражение, словоприспособление, приписывать Самому Богу. Да, так выразил человек Моисей то, что показал ему Бог, и так записал - словом «день».

Профессор А.П. Лопухин, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания, автор знаменитой Толковой Библии 1904—1913 гг.: «Могут возражать против изложенного объяснения дней творения, что оно не имеет ясного подтверждения в предании, в толкованиях отцов и учителей церкви. Но на это нужно сказать, что предание не дает единогласного решения, и хотя у древних толкователей преобладает понимание буквальное, но нет недостатка и в толковании иносказательном, именно в смысле неопределенных периодов. Так вся школа александрийских отцов и учителей церкви понимала выражение день, вечер и утро иносказательно. Затем блаж. Августин прямо говорит, что «нам трудно вообразить, какого рода могли быть эти дни», и для уяснения их прибегал к современным наукам, показывая этим и нам, что мы также должны пользоваться всем тем светом, который наука проливает на таинственные вопросы бытия. А новейшая наука, неизвестная древним, именно наука о земле, геология, дает положительные данные в подтверждение того, что дни творения — это продолжительные периоды, и правильная последовательность их, вполне согласующаяся с показанием бытописателя, писавшего историю творения за тысячи лет до появления самой геологии, служит новым поразительным доказательством богооткровенности книги Бытия.»

Что же касается не вполне научных теорий, опасно ведущих к расхождению православия с научным или просто здравомыслящим обществом, и к потере авторитета Церкви, то про них блестяще написал блаженный Августин ещё в 4 веке в труде "О Книге Бытия" 1:19:

«Ведь нередко бывает, что и не христианин немало знает о земле, небе и остальных элементах видимого мира, о движении и обращении, о величине и удаленности звезд, о затмениях солнца и луны, о круговращении годов и времен, о природе животных, растений, камней и тому подобном, притом знает так, что может защитить эти знания и очевиднейшими доводами, и жизненным опытом. Между тем бывает крайне стыдно, опасно и даже гибельно, когда какой-нибудь неверный едва удерживается от смеха, слыша, как христианин, говоря о подобных предметах якобы на основании христианских писаний, несет такой вздор, что, как говорится, попадает пальцем в небо. И не то плохо, что осмеивается заблуждающийся, а то, что в глазах людей, о спасении души которых мы неустанно заботимся, наши писатели выглядят столь же невежественными и потому ими презираются.

   В самом деле, когда они замечают, что кто-либо из христиан заблуждается относительно хорошо им известных предметов и утверждает свое нелепое мнение, ссылаясь на наши писания, то как же они поверят этим писаниям относительно воскресения мертвых, надежды на вечную жизнь и царства небесного, коль скоро у них сложилось представление, что писания эти лгут даже в тех вопросах, которые легко можно проверить или на опыте, или при помощи цифр? Действительно, трудно даже представить, сколько горя и печали доставляют благоразумным братьям эти дерзкие невежды, когда они, застигнутые и уличенные в нелепом и ложном мнении теми, кто не признает авторитета наших писаний, защищая то, что сказали по легкомысленному безрассудству, с бесстыдной ложью ссылаются на эти священные книги, пытаясь оправдать ими свои мнения или даже по памяти приводя целые изречения, которые, как они полагают, свидетельствуют в их пользу, тогда как на самом деле «не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим 1.7).»

 

 

Выводы

 

Не следует поддаваться на действия богоборцев от лукавого ради разобщения Церкви и научного общества. Ведь если мы посмотрим объективно, то вслед за святителем Лукой увидим множество святоотеческих аргументов за современную науку. На этом восстановлении единства веры и науки должна строиться научно-богословская просветительская работа, апологетика против богоборцев, и миссионерская деятельность.

Святоотеческими следует считать не те современные святым отцам научные выводы, которые они приводили, а сам святоотеческий подход к науке, что современную науку можно и нужно приводить в доказательство научности Библии и нашей веры. Наука совершенствуется и меняется, а святоотеческий подход к современной науке остаётся неизменным.

 

 

 

Источники и научно-богословские святоотеческие цитаты

 

1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия.

В этой книге святитель Лука активно пользуется современным термином «эволюция» в широких пределах. Например, эволюция духа, или другой пример про техническую эволюцию.

Глава тринадцатая. Мысли великих ученых о взаимоотношениях между наукой и религией.

«Чарльз Дарвин (1803-1882 гг.). Вокруг имени Дарвина идет борьба. Дарвинизм пытаются противопоставить религии. На наш взгляд, каждому мыслящему человеку должно бы быть ясным, что никакая теория происхождения видов, если только она не противоречит здравому смыслу, не может противоречить Библии, так как в Библии излагается лишь принципиальная сторона вопроса о происхождении человека, а именно, что Бог завершает творение мира созданием человека. Библия говорит, что человек — это венец создания, образ и подобие Самого Бога. Она утверждает, что человек (по своему строению тела) состоит из земли, а по духу своему божественному душа человека — это "дыхание Божества". О том, как появились все виды на земле и как долго продолжался процесс их развития, а также о самом процессе создания человека, Библия ничего не говорит, потому что это уже сфера науки, но не религии. Поэтому дарвинизм, совершенно независимо от того, истинен он или неистинен, как естественнонаучная теория, не может быть противопоставлен религии. Но так как есть люди, которые держатся иных взглядов, то лучше всем показать, как на этот вопрос смотрел сам Дарвин.»

Глава третья. Источники предубеждения.

«Библия не отрицает развитие в пределах вида; организмы, начиная от клетки и кончая человеком, представляют цепь развития, но само-то это развитие, то есть переход от низшей формы к высшей, происходило не в природе самой по себе, а в разуме Бога (так же, как, например, пароход эволюционировал из лодки не сам собой, а в человеческом гении)».

Как правильно понимать эту цитату? Природа по заложенным в ней Божественным законам сама совершенствует развитие в пределах вида, а межвидовое развитие и создание новых видов происходит не действием природы, а действием Самого Бога.

«Еще больший интерес, разумеется, представляют заключительные слова книги, в которых Дарвин подытоживает свою теорию происхождения видов: «Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только одну; и между тем, как наша планета описала и продолжает описывать в пространстве свой путь, согласно неизменным законам тяготения, и с такого пространства его начали возникать и продолжают развиваться несчетные формы, изумительно совершенные и прекрасные". Этими словами заканчивается книга "Происхождение видов".

 

2. Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753) фиксирует легитимность шарообразной модели Земли в «Точном изложении православной веры»:

«Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной. Некоторые полагали, что небом все окружено, и оно, будучи шарообразно, находится на равном расстоянии от земли, как сверху, так с боков и снизу. Впрочем, так ли это или иначе, но все произошло и утверждено божественным повелением».

 

3. Свт. Амвросий Медиоланский (340 — 397):

«Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» (Ис.40:12–13). Ибо Он содержит шар земной и землю совершенно из ничего сотворил» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).

«Мир имеет началом своим Бога, а также по Его произволению хотя и шарообразен, но не вечен» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).

«Изначала сам мир, когда соединились атомы стихий в пустоте, сгустился, подобно незатвердевшему шару» (Амвросий Медиоланский. Письма 54–77).

 

4. Свт. Григорий Нисский (335 — 394): «…При появлении солнца над землей тень её обращается в противоположную сторону, потому что шарообразная поверхность не может в одно и то же время быть кругом объята лучом, но по всей необходимости, на какую часть земли отбросит солнце лучи, без сомнения, делаясь неким сосредоточением шара, на другом конце прямого поперечника будет тьма, и таким образом на прямо противоположном конце по прямой черте идущего луча непрестанно сопутствует солнечному течению тьма, так что надземное и подземное место по очереди в равной мере бывают во свете и во тьме; так и о всем ином, что усматривается в виде стихий на нашем земном полушарии, естественно не сомневаться, что то же самое бывает с этим и на другом полушарии» (Григорий Нисский. «Диалог о душе и воскресении», речь от лица сестры Макрины).

 

5. Блаженный Иероним Стридонский (342 — 420): «Чрез Моисея освобождается народ Божий из Египта, но чрез Иисуса Христа из всего земного шара, по которому он разсеян.»

 

6. Прп. Беда Достопочтенный (672/3 — 735) доказывает, что по форме Земля является именно шаром:

«Глава 46. О том, что земля подобна шару. Когда мы говорим, что земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга» (Беда Достопочтенный. De Temporum Ratione).»

 

7. И самая древняя Книга Иова. В 26-й главе говорится, что Бог «поставил престол Свой, распростёр над ним облако Своё. Черту провёл над поверхностью воды, до границ света со тьмою». Эту границу между светом и тьмой, где ночь переходит в день, а день – в ночь, учёные называют терминатором. Это место Писания не имело бы смысла, будь Земля плоской. Тогда везде был бы день или ночь.

Иов 26:7 «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем».

 

2017 г.

Теолог Александр Катков