Как соотносится учёность с простотой? Что такое простота Божия?
В День 300-летия Российской науки давайте поговорим о том, как соотносится учёность с простотой. И что такое простота Божия.
Часто мы встречаем неверное понимание этих цитат:
«Где просто, там ангелов со сто. А где мудрено, там ни одного».
«Христос выбрал простых рыбаков».
«Часто многие проблемы в нашей жизни продиктованы "взрослостью", которая всегда всё усложняет. Постараемся всё упрощать, а не усложнять. Бог прост. Истина проста».
"Молись по-детски, в простоте сердца о всех нуждах и скорбях и вручай себя воле Божией, ибо Господь строит наше спасение".
А подкрепляется всё это неверным пониманием цитаты: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец». Как будто от человека не зависит ничего, поэтому и не надо ничего делать.
Это надо ещё правильно понять, чтобы не обвинить Бога в тех, кого Он не привлекает. Неужели это Бог виноват в том, что не все живут по-христиански? Он же их не привлёк?
Здесь святые отцы привлечением называют научение.
Если не вырывать слова из контекста, то полностью слова Спасителя звучат так:
Ин 6:44-45: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне».
И ключевой смысл здесь в словах "пославший меня" - для научения людей.
Святитель Иоанн Златоуст: «Как же, спросишь, привлекает? Это давно показал Пророк, предвозвещая и говоря: будут вси научени Богом».
Блж. Феофилакт: «У пророков, говорит, написано: и будут все научены Богом (Ис. 54, 13); все, разумеется, желающие».
"Привлечёт" следует понимать в обоюдном направлении, как в действительном, так и в страдательном залоге одновременно. То есть в синергии.
Как 🧲. Блж. Феофилакт Болгарский приводит такой пример, что если у металла есть магнитные свойства, то магнит его привлекает. Если нет - то нет.
«Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним».
Так и свет фонаря - мотыльков привлекает, а птиц нет. Но разве дело только в фонаре?
Хотя есть и такие птицы, что хотят поживиться мотыльками. Но фонарь здесь тоже ни при чём.
Что же такое простота? Неужели это неразумный, малограмотный, безвольный дрейф по течению обстоятельств?
Под простотой Писание понимает здесь простоту состава. То есть однородность, безо всяких примесей. Чистоту.
«Человек простой отличается чистотой души» - преп. Паисий Святогорец.
Например, золото «999» пробы проще, чище, чем «585», которое усложнено различными примесями.
В человеке это бесхитростность, правдивость, единство мыслей, слов и дел. Ясность мышления. Чёткость целей. Постоянство. Отсутствие двоящихся и неустойчивых мыслей, мнений и действий. Единый крепкий стержень в человеке.
Рассмотрим этимологию (происхождение) слова «просто».
Если где-нибудь в славянских странах Вы спросите, как пройти на вокзал, и в ответ услышите «просто», то не стоит обижаться. «Просто» означает «прямо».
Слово «просто» происходит от церковно-славянского «простъ» - прямой, открытый, свободный, простой.
И ещё ранее от древнегреческих слов «ἁπλοῦς» и «ὀρθός».
«ἁπλοῦς» - простой, единый, искренний, чистый, невинный, неповрежденный, здоровый; употр. букв. в греч. литературе: беспримесный (о металле или вине).
«ὀρθός» - вертикальный, прямой, прямолинейный, правильный, исправный, невредимый, правдивый. Читается [or.tʰós]. Так и наша православная вера называется Ортодоксальная вера.
Но довольно часто простотой неверно называют малограмотность. Мол, не надо учиться, Христос выбрал простых рыбаков. А мудрёностью называют всякое образование. Хотя на самом деле мудрёность - это совсем не мудрость. А некое самомудрие.
Однако такой подлог ради самооправдания своего бездействия в образовании легко разрушить аргументом о простоте Самого Бога.
Почему Бог называется простым?
Бог ведь не безграмотный, верно? Он - самый грамотный. Но при этом Бог прост.
Бог прост вовсе не потому, что Он примитивен, безграмотен, не умеет думать, и ничего не делает. Наоборот, он совершенен настолько, что Его невозможно познать полностью. Возможно лишь отчасти, как Он Сам нам Себя открывает.
Самый лучший учёный - физик, математик, богослов - это Бог.
Но Бог прост потому, что в Нём нет противоречий.
Святитель Григорий Нисский: "Если (евномиане) соглашаются с тем, что (Единородный) прост, то как же возможно созерцать в простоте предмета стечение противоположностей, как это делают евномиане, приписывая Его Божественности противоположные свойства?". "Ибо простое по природе не раздирается противоположными свойствами".
В Боге не может быть ничего, кроме абсолютного совершенства. Нет сомнений, нет колебаний, которые суть выбор между самым лучшим и не самым.
А есть ли у Бога выбор?
Казалось бы, что есть. Он ведь Всемогущий и Всесвободный!
Но что такое свобода выбора?
ЕРЕСЬ (греч. αἵρεσις) – выбор, направление.
По преп. Максиму Исповеднику свобода выбора есть выбор между добром и злом.
А Бог не может выбирать между добром и злом. Он настолько прост, что у Него даже нет этой сложной свободы выбора. И самого выбора нет. Бог вообще не может выбирать. У Бога есть только один единственный вариант - самый лучший. И других нет. Потому что Бог есть абсолютное благо, абсолютное совершенство, абсолютная любовь. А абсолют не может быть больше или меньше, более или менее абсолютным. Он - самый и единственный.
И вот это, самое лучшее и единственное, называется простотой.
Как "дважды два - четыре". Как "всё гениальное просто". И т.д.
Поэтому это не выбор вовсе, как у сложного, но примитивного человека, с двоящимися мыслями, словами и делами. Который не в состоянии делать только самый лучший выбор. По причине неверного действия или бездействия, что по сути - одно и то же.
Бездействие вовсе не ведёт к простоте и совершенству. Но только верное действие.
Дети бывают просты тогда, когда они бесхитростны, а их мысли, эмоции, слова и поступки прямые и очевидные, безо всякого лукавства. Но когда они начинают хитрить, вся их чистота и простота пропадает.
Также и взрослые.
Положение на волю Божию и отсечение своей воли означает вовсе не пассивное бездействие и умерщвление образа божественных волевых свойств в природе человека. Под «своей» волей следует понимать не свойство, а направление. Направление своих волевых усилий против воли Бога. Поэтому положение на волю Божию и отсечение своей воли означает активное и усиленное приведение своей воли и дел в соответствие с волей Божией. Как сказано: «Царствие небесное силою берётся», а вовсе не бессилием и безволием.
"Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Что же касается "простых рыбаков", то Спаситель Сам учил их 3 года, прежде чем низвести на них Святой Дух. Это были уже не простые рыбаки, а учёные мужи.
И самым учёным, как известно, был призван апостол Павел.
Поэтому с Праздником 300-летия Российской науки, дорогие друзья! С нами Бог!
8 февраля 2024 г.
Теолог и миссионер Александр Катков.