Последующе святым отцам: борьба с американской сектой «научного» креационизма и младоземельчества
Оглавление
1. Православная энциклопедия про креационизм и младоземельчество
2. Это в каком полушарии был вечер, в Северном или в Южном?
3. А.П. Лопухин о школе александрийских отцов и науке
4. Почему Господь не диктует Моисею, а показывает?
5. Почему часть святых отцов утверждают про 24 часа?
6. Почему Адам не умер в тот же день, а прожил 930 лет?
7. Блж. Августин о дерзких невеждах в Писании и науке
8. Как проверить возраст Земли?
Борьба с американской сектой «научного» креационизма и младоземельчества из Сан-Диего – это не современное изобретение, но святоотеческое.
Напомню, что пишет Православная энциклопедия про креационизм и младоземельчество:
«Игнорирование научных результатов как противоречащих Библии ведет к маргинализации религии и изоляции ее приверженцев от общества».
«Научным Креационизмом именуется гл. обр. возникшее в 1-й четв. XX в. в среде амер. протестантов-фундаменталистов течение, пытающееся с помощью совр. науки доказать молодой возраст Земли и потому носящее также название «младоземельного креационизма» (Young Earth Creationism). С целью научной апологетики христ. вероучения в 1972 г. в г. Сан-Диего был создан Ин-т креационных исследований (Institute for Creation Research).» «В научном мире отношение к этому направлению скептическое. Критики подчеркивают, что среди его приверженцев нет не только ни одного лауреата Нобелевской премии в области естественных наук, но и крупных ученых. Младоземельные креационисты, справедливо критикуя эволюционные теории по некоторым пунктам, допускают значительные погрешности в научном отношении». «Правосл. критики научного Креационизма указывают на его фактически сектантское происхождение, а также на несоответствие его подхода святоотеческому». http://www.pravenc.ru/text/2458993.html
На основании трудов блж. Августина следует задать следующие вопросы:
Это в каком полушарии был вечер, в Северном или в Южном? Ведь хорошо известно, что когда в одном полушарии Земли вечер, то в другом утро. Или Вы поместите Бога только в одно место? Тогда Бог не вездесущ. Или сделаете Бога зависящим от движения светил? Тогда кто кого создал?
А разве духовный свет заходит? Или Бог по ночам спит? Разве кто может не заметить действие Божие ночью также как и днём?
На эти вопросы нет ответа вот уже 17 веков. И не будет.
Поэтому блж. Августин под вечером и утром понимает не 24 часа, а начало и конец совершения творческого действия Бога.
Блж. Августин (4 век). О Книге Бытия буквально.
«Бог нуждался в протяжении времени, чтобы совершить что-нибудь?». «Когда солнце находится в южной части, у нас бывает день, а когда, совершая свое круговращение, оно переходит в северную часть, у нас наступает ночь, хотя в другой части, где светит солнце, бывает день, — если только мы далеки будем от поэтических вымыслов, будто бы солнце погружается в море, а утром выходит из него с другой стороны омытым». «А разве ж мы поместим Бога в какой-нибудь части мира, где бы для Него был вечер, когда из этой части свет отступает в другую?». «По этой причине, если в первый день создан был свет духовный, то разве такой свет заходит, чтобы за ним наступала ночь?». «Что же касается вечера и утра, то под вечером во все первые три дня, до сотворения светил, не будет, кажется, нелепым разуметь конец совершенного действия [творческого], а под утром — обозначение будущего, так сказать, действия.»
Профессор А.П. Лопухин, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания, автор знаменитой Толковой Библии 1904—1913 гг.: «Могут возражать против изложенного объяснения дней творения, что оно не имеет ясного подтверждения в предании, в толкованиях отцов и учителей церкви. Но на это нужно сказать, что предание не дает единогласного решения, и хотя у древних толкователей преобладает понимание буквальное, но нет недостатка и в толковании иносказательном, именно в смысле неопределенных периодов. Так вся школа александрийских отцов и учителей церкви понимала выражение день, вечер и утро иносказательно. Затем блаж. Августин прямо говорит, что «нам трудно вообразить, какого рода могли быть эти дни», и для уяснения их прибегал к современным наукам, показывая этим и нам, что мы также должны пользоваться всем тем светом, который наука проливает на таинственные вопросы бытия. А новейшая наука, неизвестная древним, именно наука о земле, геология, дает положительные данные в подтверждение того, что дни творения — это продолжительные периоды, и правильная последовательность их, вполне согласующаяся с показанием бытописателя, писавшего историю творения за тысячи лет до появления самой геологии, служит новым поразительным доказательством богооткровенности книги Бытия.»
Далее следует сказать ещё одну очень важную вещь: Господь не диктует Моисею, а показывает. Почему?
Потому что в силу постоянной изменчивости человеческого языка, терминов, понятий и человеческой науки невозможно сказать что-либо научное абсолютно достоверно. Лишь нравственное – оно вечно. То научное, что кажется абсолютно верным сегодня, завтра окажется устаревшим. Но Бог есть абсолютная истина. Поэтому Он не диктует словами, а показывает. И пусть Моисей записывает то, что увидел сам, своими словами, понятиями своего времени. И тогда это не будет примитивами Бога, но самого Моисея, ему – можно, а вот Богу – нельзя.
Следующая важная вещь: Буквальность толкования смысла книги Бытия не должна сводиться к буквальности толкования писательского процесса. Описание события не тождественно по времени и протяженности самому событию. Процесс написания книги не тождественен процессу Творения. Описание не есть само событие. Вот здесь кроется серьёзное недопонимание – но не Бога, и не святых отцов, и не Церкви, а современного им мнения общества и науки. Вплоть до наших дней. Которое отцы и учителя Церкви повторяют рядом со своим собственным мнением и откровениями от Бога.
Поскольку святые отцы вовсе не имели вражды с наукой, но следовали Consensus Patrum, начиная со св. Иустина Философа: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам».
Вот, что говорит об этом блж. Августин:
«И все это сказано для нашего разумения. Ибо на каком языке назвал Бог свет днем, а тьму - ночью? На еврейском, греческом, латинском или каком-нибудь еще? И так обо всем, чему Он дал название, можно спросить: на каком языке оно было дано? Но дело в том, что в Боге разум чист и не связан со звучанием различных языков. Сказанное же о Нем, что Он назвал, означает, что Он сделал вещи возможными для называния, ибо так различил и упорядочил Бог все сущее, что для последнего стало возможным и различаться, и принимать имена.»
То есть Бог выше языков. Языки – это всего лишь приспособление для человеков. И не следует наше примитивное слововыражение, словоприспособление, приписывать Самому Богу. Да, так выразил человек Моисей то, что показал ему Бог, и так записал - словом «день».
Здесь возможны три варианта:
1. 24 часа – это время не Бытия, а бытописателя Моисея, когда Бог ему показывал картины сотворения мира на вершине Синайской горы. То есть произошло отождествление описания процесса с самим процессом. О чём сказано в предыдущем пункте. И да, это действительно правда, настоящие 24 часа.
2. Утро и вечер мы можем увидеть в любом театре, когда плавно гасится свет, чтобы сменить декорации и отделить один творческий Акт от другого. А потом плавно зажигается. Также в кино.
3. Таково было мнение современного общества и науки.
Другой неоспоримый аргумент приводит отец Олег Стеняев:
Быт. 2:17 «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Адам съел, но в этот день не умер. А прожил 930 лет.
Если Вы, ребята, придерживаетесь буквального толкования, то придерживайтесь его до конца. А если начинаете объяснять смерть аллегорически, тогда признайте и «день» соответственно. Не надо вилять и юлить, надо быть честными.
Святые отцы здесь либо ограничиваются небуквальными толкованиями, либо признают день как длительный неопределённый промежуток времени. Иначе – никак.
Но даже небуквальные толкования о смерти души не выдерживают критики, поскольку душа Адама так и не умерла до сих пор, и не умрёт никогда. Потому что Адам – святой. Умерло только его тело, через 930 лет.
Блж. Августин объясняет, что под смертью здесь следует разуметь все виды смерти сразу. И отпадение от Бога, и отделение души от тела, и смертность человеческой природы, и смерть вечную. Поэтому день – никак не 24 часа, а неопределённый период времени, вплоть до вечности.
«Эта угроза обнимала не только первую часть первой смерти, при которой душа лишается Бога; и не только вторую ее часть, при которой тело лишается души; и не только всецелую первую смерть, при которой душа карается отделением и от Бога, и от тела; но все смерти, вплоть до самой последней, которая называется второй и после которой нет никакой другой… Ибо первая смерть состоит из двух: одна есть смерть души, другая - тела, так что первая смерть всего человека наступает тогда, когда душа, лишившись и Бога, и тела, терпит временные наказания. Вторая же смерть наступает тогда, когда душа, отделившись от Бога, претерпевает вечные кары вместе с телом.
Святитель Филарет делает оба толкования - научное и нравственное - равнозначными: «Сие можно разуметь или так, что день знаменует здесь вообще время после грехопадения, или так, что в день первого грехопадения совершается смерть духовная».
Еп. Виссарион (Нечаев): «Известно, что прародитель наш прожил более 900 лет после нарушения заповеди. Слова: «в оньже аще день снесте» – равносильны словам: «если вкусите», или «когда вкусите». В подобном неопределенном смысле слово «день» встречается и в других местах Писания (наприм. Быт. 2:4, 3:5, Исх. 10:28, 3 Цар. 2:37-42).»
Интересно сказано. Если буквально понимать, то выходит, что первые 30 лет Адам прожил до нарушения заповеди, и 900 лет после? На самом деле это не имеет значения. Тем более, 24 часа по сравнению с 30 годами. Поэтому еп. Виссарион написал «более 900 лет».
Что же касается не вполне научных теорий, опасно ведущих к расхождению православия с научным или просто здравомыслящим обществом, и к потере авторитета Церкви, то про них блестяще написал блаженный Августин ещё в 4 веке в труде "О Книге Бытия" 1:19:
«Ведь нередко бывает, что и не христианин немало знает о земле, небе и остальных элементах видимого мира, о движении и обращении, о величине и удаленности звезд, о затмениях солнца и луны, о круговращении годов и времен, о природе животных, растений, камней и тому подобном, притом знает так, что может защитить эти знания и очевиднейшими доводами, и жизненным опытом. Между тем бывает крайне стыдно, опасно и даже гибельно, когда какой-нибудь неверный едва удерживается от смеха, слыша, как христианин, говоря о подобных предметах якобы на основании христианских писаний, несет такой вздор, что, как говорится, попадает пальцем в небо. И не то плохо, что осмеивается заблуждающийся, а то, что в глазах людей, о спасении души которых мы неустанно заботимся, наши писатели выглядят столь же невежественными и потому ими презираются.
В самом деле, когда они замечают, что кто-либо из христиан заблуждается относительно хорошо им известных предметов и утверждает свое нелепое мнение, ссылаясь на наши писания, то как же они поверят этим писаниям относительно воскресения мертвых, надежды на вечную жизнь и царства небесного, коль скоро у них сложилось представление, что писания эти лгут даже в тех вопросах, которые легко можно проверить или на опыте, или при помощи цифр? Действительно, трудно даже представить, сколько горя и печали доставляют благоразумным братьям эти дерзкие невежды, когда они, застигнутые и уличенные в нелепом и ложном мнении теми, кто не признает авторитета наших писаний, защищая то, что сказали по легкомысленному безрассудству, с бесстыдной ложью ссылаются на эти священные книги, пытаясь оправдать ими свои мнения или даже по памяти приводя целые изречения, которые, как они полагают, свидетельствуют в их пользу, тогда как на самом деле «не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим 1.7).»
Можно было бы долго спорить о точности датировки разных методов, но есть одна проблема: они прекрасно согласуются между собой. Разные методы показывают одинаковые результаты. А небольшие расхождения укладываются в погрешность измерений.
Например, точность радиоуглеродного анализа отлично проверяется по годовым кольцам деревьев. Только по ним можно проследить возраст Земли до 12 тысяч лет. Например, Аппиева дорога в Риме состоит из очень крепких древних деревьев, и она хорошо сохранилась. Дело в том, что благодаря климатическим и другим особенностям годовые кольца для каждого года в различных деревьях идентичны. Таким образом образуется достоверная последовательность из нескольких последовательностей деревьев. Но даже отдельные экземпляры живут по несколько тысяч лет. И по ним можно сверять различные методы датировок.
Что же касается известной современной критики погрешности измерений радиоуглеродного анализа, что вкрапления материала разных возрастов мешают точности датировок, то здравомыслящий человек прекрасно понимает, что это сокращает датировку, а не удлиняет. Да, действительно, такая проблема есть. Учёные тщательно разрабатывают методы очистки образцов, чтобы более современные частицы не уменьшали датировку более древних. Вот и всё.
Колония Тополь осинообразный (называемая также Пандо, или «Дрожащий Гигант» (англ. The Trembling Giant)), и покрывающая площадь в 46 гектаров в национальном лесу Фишлейк (англ.)рус., штат Юта, США. Данная колония считается одним из старейших и крупнейших организмов в мире. Возраст колонии составляет примерно 80 000 лет, хотя её надземные части в среднем не старше 130 лет. Это не ряд деревьев, сменяющих одно другое, а именно единый организм.
Колонии кустарника Lomatia tasmanica в Тасмании, по оценкам, по меньшей мере 43 600 лет.
Колония хвойных Lagarostrobos из семейства Подокарповые, занимающая площадь в 1 гектар в горах Рид (англ.)рус., расположенных в Тасмании, имеет возраст в 10 000 лет.
Йирка, Боб.
Сэмпл, Ян (2010-05-01).
Виллерслев, Эске; Фрезе, Дуэйн; Гиличинский, Дэвид; Ренн, Регин; Банс, Майкл; Зубер, Мария Т.; Гилберт, М. Томас П.; Бранд, Тина; Мунк, Каспер; Нильсен, Расмус; Мастепанов, Михаил; Кристенсен, Торбен Р.; Хебсгаард, Мартин Б.; Джонсон, Сара Стюарт (4 сентября 2007 г.).
Обнаруженные микроорганизмы
Некоторые эндолиты живут чрезвычайно долго. В августе 2013 года исследователи сообщили о наличии эндолитов на дне океана, которым, возможно, миллионы лет, а время генерации составляет 10 000 лет. Они медленно метаболизируются, а не находятся в состоянии покоя. Возраст некоторых актиномицетот, обнаруженных в Сибири, оценивается в полмиллиона лет.
В июле 2020 года морские биологи сообщили, что аэробные микроорганизмы были обнаружены в бедных органикой отложениях возрастом до 101,5 миллионов лет на глубине 68,9 метра (226 футов) ниже морского дна в Южно-Тихоокеанском круговороте (SPG) ("самом мертвом месте в океане") и могут быть самыми долгоживущими формами жизни, когда-либо найденными.
Ву, Кэтрин Дж. (28 июля 2020). "Эти микробы, возможно, прожили 100 миллионов лет под морским дном - спасенные из своих холодных, тесных и бедных питательными веществами жилищ, бактерии проснулись в лаборатории и выросли". Нью-Йорк Таймс. Проверено 31 июля 2020 года.
Мороно, Юки; и др. (28 июля 2020 г.). "Аэробная микробная жизнь сохраняется в кислородсодержащих морских отложениях возрастом 101,5 миллиона лет". Характер Коммуникаций. 11 (3626): 3626. Bibcode:2020НатКо..11,3626М. doi:10.1038 / s41467-020-17330-1. PMC 7387439. PMID 32724059.
14.07.2023 г.
Теолог Александр Катков