Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
официальный сайт автора
Российский
Союз Писателей

Международный Союз Поэтов

Православный Свято-Тихоновский Университет
*********
Теология, Апологетика, Миссиология
Практическое Богословие, Гомилетика Аргументация, Логика, Риторика Психология, Нейролингвистика  Антропология, Социология, Педагогика
Диспуты, Проповеди, Примеры из жизни Философия, Поэзия, Проза
*******
/
3
/
3

Знание без дел по нему еще не твердо, хотя бы было и истинно.
Всему утверждением служит дело.
Преподобный Марк Подвижник.

Главная
/
Каталог
/
Вера и наука
/
Вера и наука. Астрология

Вера и наука. Астрология

30

Вера и наука. Астрология.

 

Единство веры и науки — это не только верный святоотеческий путь, но и единственный научно-богословский путь доказательства, что согласие святых отцов не ошибается, не ошибается наша вера, и не ошибается Бог.

Рассмотрим ряд примеров, которые не оставляют никакого другого выхода кроме вывода о единстве веры и науки.

Часть 1. Доказательство единства веры и науки на примере отношения к астрологии.

 

25 Декабря РАН объявила астрологию лженаукой.

 

Что же говорит об этом православная вера?

Преподобный Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры». Глава 6 (20). О небе.

«Говорят же и то, что на небе находятся двенадцать знаков зодиака из звезд, которые имеют движение, противоположное [движению] и Солнца, и Луны, и остальных пяти планет, и что семь планет проходят через эти двенадцать созвездий. Солнце в каждом знаке зодиака проводит, без сомнения, один месяц, и в продолжение двенадцати месяцев проходит через двенадцать созвездий. Имена же этих двенадцати созвездий, также и месяцы их – следующие:

Овен принимает Солнце в месяце марте, 21 дня.

Телец в месяце апреле, 23 дня.

Близнецы в месяце мае, 24 дня.

Рак в месяце июне, 24 дня.

Лев в месяце июле, 25 дня.

Дева в месяце августе, 25 дня.

Весы в месяце сентябре, 25 дня.

Скорпион в месяце октябре, 25 дня.

Стрелец в месяце ноябре, 25 дня.

Козерог в месяце декабре, 25 дня.

Водолей в месяце январе, 25 дня.

Рыбы в месяце феврале, 24 дня.

Зодиакальный круг движется по косой линии, и разделен на двенадцать частей, которые называются знаками зодиака.

Жилища планет: Овен и Скорпион – жилище Марса; Телец и Весы – Венеры; Близнецы и Дева – Меркурия; Рак – Луны; Лев – Солнца; Стрелец и Рыбы – Юпитера; Козерог и Водолей – Сатурна.

Высоты: Овен – Солнца; Телец – Луны; Рак – Юпитера; Дева – Марса; Весы – Сатурна; Козерог – Меркурия; Рыбы – Венеры».     

 

Это что такое?

Конечно, мы понимаем, что надо определять времена сева и жатвы, но при чём тут Козераки?

 

В своём труде святой Иоанн Дамаскин излагал не своё частное мнение, а согласие отцов Церкви. Более поздние отцы тоже подтверждают, что это самое точное и безупречное изложение православной веры.

Неужели вера против науки, за астрологию?

Или наука против веры?

Неужели вера ошибается?

Или ошибается наука?

 

Мы должны сделать гораздо более глубокие и важные выводы.

Обратим внимание на такие важные слова, которыми святые отцы обычно обозначают не своё мнение, и не мнение Бога, но мнение своего времени, мнение современной им науки и общества.

«Говорят».

«Говорят же и то, что на небе находятся двенадцать знаков зодиака.»

Кто эти, кто «говорят»?

Боги? Или святые отцы по вдохновению Божию?

Нет, конечно. Это просто люди, философы, учёные своего времени. Поэтому не следует каждое святоотеческое слово слепо считать словом Бога и словом Церкви. Особенно, когда святые отцы прямо говорят: «Говорят».

Так неужели в отношении астрологии святые отцы ошибались? Ошибалась Церковь? Ошибалась православная вера?

Нет, конечно. Это ошибалась наука.

В те времена астрология была наукой для определения времён. Например, времени сева и жатвы. Астрономии ещё не было, и святые отцы поддерживали астрологию как науку о движении небесных светил. Но не поддерживали единственность и неотвратимость влияния звёзд на судьбы людей. Отстаивали свободу воли и выбора. Об этом тоже говорится в Точном изложении.

 

Итак, самый правильный вывод, который мы должны сделать из этой ситуации, что вера и наука были едины. Что святые отцы даже в самом Точном изложении православной веры были едины с наукой.

Кроме того, вывод о единстве веры и науки — это единственный верный вывод, который доказывает, что согласие святых отцов не ошибается, что не ошибается православная вера, и не ошибается Бог.

 

Вопрос взаимоотношений веры и науки был решён ещё во 2 веке:

«Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам». Святой мученик Иустин Философ.

Иустин Философ — не только поборник научной картины мира, но и предвосхититель научного богословия. По Иуcтину, философия (наука) возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения.

 

Вот, что написано в предисловии к «Точному изложению православной веры» в переводе С.-Петербургской духовной семинарии 31 января 1894 г:

«Догматика Дамаскина – опыт гармонического сочетания интересов веры с требованиями науки – явилась высоким образцом для догматистов последующего времени».

«Восточная Церковь всегда смотрела и смотрит на Точное изложение православной веры как на благонадежнейший, классический учебник богословия, как на основу и норму всех позднейших греческих догматик».

«Его творение – последнее заветное и напутственное слово от лица древней Вселенской Церкви всем дальнейшим догматистам, которые могли здесь находить для себя живой пример и урок тому, как и в каком духе нужно и им самим продолжать вести дело своего научного исследования и уяснения догматов, так чтобы соблюсти и благо веры и в то же время удовлетворить современным требованиям науки».

 

Выводы:

Единстве веры и науки — это единственный верный вывод, который доказывает, что согласие святых отцов не ошибается, что не ошибается православная вера, и не ошибается Бог.

Единство веры и науки — это и есть «Последующе святым отцам».

А кто сегодня думает, что ратует против науки за святых отцов, Церковь и веру – на самом деле ратует за науку. Только за устаревшую и неверную науку. Против отцов, Церкви и веры. Против Бога.

Наука – это дар Божий. Наука вышла из монастырей, из философии, которую именно монастыри сохраняли и переписывали. Самые, а порой и единственные, грамотные люди были монахами. Вот ещё одно доказательство единства веры и науки.

Искусственные разделения Церкви и науки, Церкви и семьи, Церкви и общества, Церкви и государства – это западная программа «Разделяй и властвуй» от Древнего Рима и до наших дней. Это от лукавого. Целью является подрыв доверия народа к Церкви.

Восстановление единства веры и науки — это важное фундаментальное условие для восстановления доверия к Церкви и преодоления 2% барьера воцерковления общества.

 

1 января 2024 г.

Теолог и миссионер Александр Катков.