Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
официальный сайт автора
Российский
Союз Писателей

Международный Союз Поэтов

Православный Свято-Тихоновский Университет
*********
Теология, Апологетика, Миссиология
Практическое Богословие, Гомилетика Аргументация, Логика, Риторика Психология, Нейролингвистика  Антропология, Социология, Педагогика
Диспуты, Проповеди, Примеры из жизни Философия, Поэзия, Проза
*******
/
3
/
3

Знание без дел по нему еще не твердо, хотя бы было и истинно.
Всему утверждением служит дело.
Преподобный Марк Подвижник.

Главная
/
Каталог
/
Вера и наука
/
Вера и наука или беспристрастно об учении св. Василия Великого

Вера и наука или беспристрастно об учении св. Василия Великого

49

 

 

Вера и наука или беспристрастно об учении св. Василия Великого

Что говорил св. Василий Великий на самом деле?

 

Борцы с промыслом Божиим о людях и мире часто приводят цитату святителя Василя Великого из Беседы на Шестоднев. Беседа 8:

«Природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва – льву, орла – орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до скончания вселенной».

Однако далее в том же месте есть другие цитаты святого Василия, о которых наши яростные борцы с воцерковлением общества помалкивают. Например, о том, что родовое преемство – это вовсе не единственный способ воспроизводства.

Также там содержится много естественнонаучных ошибок того времени, которые говорят о том, что святитель Василий Великий уважительно пользовался данными современной ему науки. Чем подает нам гораздо более ценный пример, нежели сами эти устаревшие и неверные научные данные.

 ««Да изведет земля душу живу». Повеление сие соблюлось в земле, и она не престает служить Создателю. Одно производится чрез преемство существовавшего прежде, другое даже и ныне является живородящимся из самой земли. Ибо не только она производит кузнечиков в дождливое время, и тысячи других пород пернатых, носящихся по воздуху, из которых большая часть, по малости своей, не имеют и имени, но из себя же дает мышей и жаб. Около Египетских Фив, когда в жару идет много дождя, вся страна наполняется вдруг полевыми мышами. Видим, что угри не иначе образуются, как из тины. Они размножаются не из яйца и не другим каким-либо способом, но из земли получают свое происхождение».

Вот доказательство того, что святитель Василий приводит не своё мнение, а чужое, к тому же совершенно неверное. И это не от Бога, а устаревшие научные данные своего времени.

Просто никто раньше не видел, как размножаются угри, и лишь в 2016 году впервые достоверно доказано, что нерестится угорь всего один раз в жизни в 8000 км от мест нагула на глубине 400 м в Саргассовом море, после чего погибает. Личинка всплывает к поверхности воды и, подхваченная Гольфстримом, в течение трёх лет движется вместе с тёплой водной массой к берегам Европы. Затем угорь способен по мокрой от дождя или росы траве преодолевать значительные участки суши, перебираясь из одного водоёма в другой и оказываясь таким образом в замкнутых, бессточных озёрах. Прожив в реках 9—12 лет, угорь мигрирует («скатывается») обратно в море и отправляется на нерест.

Вот ещё такие же неверные научные данные своего времени, приводимые Василием Великим:

 «Ибо львенок, как сказывают, сперва остриями когтей растерзывает матернюю утробу, а потом выходит на свет».

Как сказывают… На самом же деле котята рождаются слепыми и очень слабыми. И вовсе не разрывают львицу когтями.

 «У медведя природа неповоротлива, и нрав своеобразен, коварен, глубоко скрытен. Он облечен в такое же и тело, тяжелое, плотное, не имеющее составов, действительно приличное зверю холодному, живущему в берлоге». 

Разве у медведя нет суставов? Он как мешок? И никакой он не холодный, а такой же теплокровный, как и мы.

Про слона: «Да и ноги у него без составов и как соединенные столбы подпирают тяжесть тела. А если бы заменить их нежными и слабыми мышцами, то у слона часто случились бы вывихи в составах, которые были бы недостаточны к поддержанию тяжести, когда слон становится на колена или встает. Ни в подколенье, ни в колене нет у него составов, потому что шаткость составов не выдержала бы чрезмерно громадного и зыблющегося тела, каким слон обложен. Теперь же, как некоторые повествуют, слон живет триста и более лет. Посему-то ноги у него цельные и без составов».

Интересно, каким же образом слон становится на колени, если у него нет суставов? И как же он с колен встает, если у него нет мышц? На самом деле слоны живут от 48 до 80 лет, а не «триста и более лет». Где логика?

Понятно, что святителя Василия не особо интересовали недуховные вопросы. И это не от себя, и не от Бога, поскольку снова указан источник: «как некоторые повествуют». О строении животных он рассуждает совершенно невнимательно и даже наивно. Его больше интересует духовная сторона, насколько характеры животных соответствуют характерам человеков. И тут ему нет равных. Духовное рассуждение святителя Василия отличается необыкновенной глубиной и четкостью, поскольку это уже его собственное суждение. И вся эта естественнонаучная тина приводится святителем лишь для того, чтобы показать на животном примере человеческие характеры.

На самом же деле, вопреки давнему убеждению, ноги слонов не являются жесткими как колонны. Их суставы позволяют им сгибаться лучше, чем это могут сделать лошади, а человеческим ногам по гибкости они практически не уступают. То действительно известное давнее научное заблуждение. А вовсе не святоотеческое мнение самого Василия Великого.

Конечно же, земля не живородит из себя мышей и жаб, тина не образует угрей, львята не разрывают львицу при рождении, «как сказывают», медведь не является бескостным и безсуставным холодным мешком, у слона вовсе не отсутствуют суставы на ногах и не живёт он, «как некоторые повествуют», 300 лет. Это ошибки устаревшей науки.

При этом святитель Василий Великий верно пишет, что родовое преемство – это вовсе не единственный способ производства. У земли и воды тоже есть возможность производить самостоятельно, по Божиему установлению.

Ведь Сам Спаситель говорит в Мк 4:28 «Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». В этом отличие Творения от Промысла.

Не только конь рождается от коня, но и мул веками рождается от осла и кобылы. И не все мулицы бесплодны. Факты о межвидовых гибридах в естественной среде и в неволе вынесены в отдельную главу. Например, Бестера (по первым слогам слов белуга и стерлядь) — плодовитый гибрид двух видов рыб, даже запрещено выпускать в дикую природу, где обитают белуга или стерлядь, настолько сильным является его генетическое подавление естественных видов.

Это не один вид! Как утверждают дилетанты про исключительно внутривидовые изменения. Это два разных вида. Белуга весит до тонны, а стерлядь — не более 15 кг. Существует подобный межвидовой гибрид и у пчёл, который обладает большей жизнеспособностью, чем дикие виды, и быстро подавляет их. Также большая популяция зубробизонов на Кавказе с 1940 г, и т.д. А сегодня образовался новый вид комаров, который не нуждается в крови, чтобы произвести потомство. Учёные только начали изучать его.

Поэтому не следует устаревшие научные данные выдавать за мнение Бога, святых отцов и всей Церкви. Тем более, что сам святитель Василий указывает источник: «как сказывают», «как некоторые повествуют».

Не будем поддаваться на уловки лукавого и его слуг, и вбивать клин между Церковью, наукой и образованным обществом. Вот где настоящая ошибка.

Разве науку надо популяризировать, тем более устаревшую? Нет, надо популяризировать святых отцов. И действовать последующе святым отцам.

 

23.07.2023

Теолог и миссионер Александр Катков.